Если от малыша постоянно слышится «Я сам!», значит или уже 2 года исполнилось, или вот-вот скоро. Маленький исследователь жизни занят каждую минуту, ему все интересно и он многое умеет. Большинство в этом возрасте уже самостоятельно ходят на горшок, владеют неплохо своим телом, держат равновесие, прыгают. Интерес у любознательного малыша проявляется уже достаточно осознанно, он активно тянется к знаниям, с удовольствием играет с детьми и «помогает» маме. Появляются первые интересные фразы и смешные слова, особенно быстро наблюдаем речевое развитие. Возраст самый забавный, с одной стороны, а, с другой, очень важный в плане познания мира, а также физического, умственного и психического развития.
Что умеет ребенок в 2 года
Существуют некоторые нормы развития, по которым можно определить, чему больше уделить внимание. Что должен уметь ребенок в этом возрасте?
Новой страницей является самостоятельность и отстаивание своего мнения. Нельзя путать с капризами. Малыши до 1 года капризничают, потому что не удовлетворены их физические потребности: хочется кушать, спать, к маме или что-то болит.
- В этом возрасте уже совсем другие желания — отстоять свое мнение. Возможны даже манипуляции взрослыми. Многих родителей это раздражает. Но просто необходимо иметь терпение: хочет сам одеть ботинки, значит пусть пробует. Вам остается только хвалить.
- Многие дети ладят со взрослыми и сверстниками, с удовольствием играют на детской площадке, интересуются окружающим миром. Социальное и эмоциональное поведение сильно меняется. В это время нужно разрешать ребенку проявлять самостоятельность (под контролем). Так он заявляет о себе миру и учится жить среди людей. Пусть он не все еще может одеть или просится помыть посуду, пропылесосить. Не ругайте и поддерживайте малыша, давайте ему время научиться.
- Если будете критиковать и демонстрировать тревогу, беспокойство, то малыш может замкнуться, и проявлять потом пассивность и нежелание делать элементарные вещи.
- Ребенок не только общается со сверстниками и взрослыми, но уже имеет навыки в быту и гигиене. Именно в этом возрасте основным важнейшим показателем нормального развития является умение позаботиться о себе: попроситься или самому сходить на горшок, пить из чашки и кушать ложкой жидкую и полужидкую пищу, одевать некоторые вещи.
Важнейшие навыки
Развитие в 2 года предполагает владение следующими навыками:
Навыки движения (большая моторика — передвижение тела в пространстве) | Бег, ходьба, прыжки на месте и перепрыгивание через небольшое препятствие;
Ходьба задом наперед, прыжки на одной ноге, умение проходить по перекладине и держать равновесие умение ударять по мячу ногой и ловить его руками; Подъем и спуск по лестнице |
Мелкая моторика (точные движения руками, согласованность с органами зрения, слуха и обоняния) | Рисование каракуль, вертикальных линий, раскрашивание картинок;
Сооружение дома или башни из кубиков (5 — 7 штук); Разрезание бумаги ножницами, умение складывать одну картинку из нескольких маленьких, держать в руке карандаш или ручку |
Интеллектуальное развитие (познавательные навыки) | Выполнение простых просьб взрослых, состоящие из 2 — 3 действий;
Выраженная реакция на ритмичную музыку: имитация танцевальных движений, раскачивание, приседание; Повтор за взрослыми небольших стихов или их части, словарный запас 150 — 300 слов, составление простых фраз и предложений, активное развитие речи Стремление разобрать или разломать предмет, чтобы посмотреть из чего состоит (исследовательский навык) |
Социальная адаптация и развитие (взаимодействие с внешним миром, взрослыми, самообслуживание) | Умение ходить или проситься на горшок;
Попытки умываться и чистить зубы, мытье рук и вытирание; Умение частично одеваться, участвовать в процессе одевания: вытягивать или сгибать ручки и ножки, подставлять голову, принимать нужные позы; Общение со взрослыми: задает вопросы, отвечает на них, имитация поведения взрослого: разговоры по телефону, попытки помогать по дому; Основное понимание смысла сказки или стиха, узнавание главных героев на картинках; Самостоятельное питье из чашки и принятие пищи с помощью ложки; В игре последовательность действий: нагрузить машинку кубиками, перевезти, разгрузить |
Осознание половой принадлежности | Девочки: четко знают, что носят платья, заплетают волосы, игра в куклы с позиции мамы (кормление, прогулка в колясочке), большая вербальная развитость, внимательное наблюдение за тем, как отреагировали взрослые на новый наряд, и как общаются, более спокойное поведение;
Мальчики: знают, какая одежда для мальчиков (как у папы), большая самостоятельность и агрессивность, ценят и тянутся ко взрослым, умеющим поиграть в подвижные игры |
Таблица всего лишь примерная.
Не стоит расстраиваться, если малыш что-то не умеет или делает медленно. Это не значит, что он отстаёт в развитии. К тому же, девочки раньше осваивают социальное поведение, чем мальчики. Ребенок обязательно научится с вашей помощью. Больше хвалите, помогайте, но и давайте пространство для самостоятельности и проявления личностных качеств.
Как приучить ребенка ходить на горшок?
Эта тема к двум годам в большинстве случаев решена, но не у всех и не полностью. И это нормально, ведь у каждого малыша свой темп развития и особенности характера. К тому же в эру памперсов привыкание к горшку наступает позже. Важное правило: если ребенок кушает и ходит в туалет, значит ему комфортно, и он находится в защищенном для него месте.
- Ребенок готов к самостоятельности, когда может объяснить словесно, что хочет писать или какать, ему не комфортно в мокрой и грязной одежде.
- С интересом наблюдает, как взрослые ходят в туалет.
- У него регулярный и сформированный стул, он может ходить 3-4 часа сухим, после дневного сна встает в сухой одежде.
- Найдите книжку или картинки в интернете, где детки сидят на горшке, объясните увиденное. Повесьте такое фото в месте, где обычно стоит горшок.
- Приобретите удобный и комфортный горшок.
- Подгадывайте время, когда примерно ребенок захочет в туалет, напомните ему, если заигрался.
- На некоторое время подберите одежду, которая снимается быстро, желательно на липучках.
- Мальчики сначала ходят на горшок писать как и девочки, только потом можно научить постепенно делать это стоя. Это вопрос небольшого отрезка времени.
- Девочки реже, чем мальчики, после 2-х лет писают в постель. Мальчики немного отстают, но это вполне естественно. Ученые еще не пришли к окончательному выводу, почему так происходит: связано ли это с физическими различиями или с разными темпами социализации.
- Выберите для приучения к этой процедуре теплое время года, так как раздевание и одевание штанишек и нижнего белья может занять у крохи много времени. Не торопитесь сами и не торопите ребенка. Постепенно, каждый день повторяйте и направляйте малыша. Проявите терпение, именно оно поможет преодолеть трудности.
Через несколько недель вашей заботы, внимания и помощи малыш уже привыкнет, что обязательное и нужное действие он должен осуществлять самостоятельно. Но мама и папа его поддерживают, хвалят и помогают. А значит дело пойдет быстрее.
Мнение врача:
В 2 года ребенок уже должен обладать определенными навыками и умениями. Врачи отмечают, что в этом возрасте ребенок должен начинать развивать мелкую моторику, умение самостоятельно есть, использовать ложку, различать цвета и формы, а также строить простые предложения. Важно, чтобы в этом возрасте ребенок активно развивал свои навыки общения, учился самостоятельности и начал интересоваться окружающим миром. Родители и воспитатели играют важную роль в формировании навыков и развитии малыша, поэтому важно обеспечить ему подходящие условия для развития.
Физическое развитие
В этом возрасте дети уже ходят, бегают и прыгают, перепрыгивают через препятствия, взбираются по лестнице, опускаются с нее самостоятельно. Но кроме этого есть и много других умений и навыков. Только девочки и мальчики уже немного различны в своих проявлениях и предпочтениях. Хотя кушать ложкой и пить из чашки и те, и другие должны уже самостоятельно.
Общим является и одевание на улицу, чистка зубов и умывание, мытье рук. Также, дети с удовольствием помогают родителям по дому и делают гимнастику по утрам. Физическая активность в самом расцвете: неугомонное чадо не сидит ни минуты на месте, но при этом уже четко знает, какие предметы под запретом (аптечка, косметика, моющие средства). Действия уже обдуманны, и с помощью общения вполне можно контролировать занятия ребенка.
Специалисты рекомендуют делать каждый день с ребенком небольшую зарядку-гимнастику. Это разовьет его физически и, поверьте, делать он эту процедуру будет с удовольствием.
Зарядка
- Глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз. Этим занятие начинается и заканчивается.
- Ходьба под музыкальное сопровождение: ноги высоко поднимать в коленях, а руки разводить в стороны.
- Попрыгать по комнате не меньше минуты.
- «Гусиная» ходьба и «велосипед».
Малышу можно предложить и другие упражнения, подобрать различную музыку или считалочки. Для снятия напряжения и агрессии проводите периодически «бой» подушками, но потом умойте ребенка и сделайте расслабляющий массаж. Чередуйте активные игры с творчеством и чтением. Такая методика проведения досуга не даст малышу скучать.
Отличия в развитии мальчиков и девочек
В 2 года вес и рост девочек и мальчиков уже различаются. Вот таблица показателей по данным отечественных педиатров:
2 года | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Рост, см | 83,5 — 93.0 | 84,0 — 90,4 |
Вес, кг | 11,0 — 14,5 | 10,8 — 14,0 |
Окружность груди, см | 48,4 — 54,7 | 48,5 — 54,0 |
Окружность головы, см | 47,6 — 50,9 | 46,6 — 50,0 |
Данные Всемирной Организации Здравоохранения приводят свои данные, которые не слишком отличаются.
2 года | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Рост, см | 81,7 — 93,9 | 80,0 — 92,9 |
Вес, кг | 9,7 — 15,3 | 9,0 — 14,8 |
Окружность головы, см | 45,5 — 51,0 | 44,4 — 50,0 |
Детки не просто передвигаются без цели, как раньше, а осознанно и с удовольствием играют в песочнице, катаются на качелях, с горки, бегают друг за другом. Ребенок уже многое умеет делать. При этом уже идет четкое разделение полов, и ребенок точно знает, какие игры для девочек, а какие для мальчиков. Принадлежность к полу уже демонстрируется в общении с другими людьми, со взрослыми и со сверстниками.
Мальчики
- У них быстрее идет развитие крупной моторики: бег, прыжки, удерживание равновесия, активные и подвижные игры в приоритете. Малыши нередко более импульсивны, самостоятельны и даже агрессивны.
- Центр удовольствия мозга мальчиков сильнее реагирует на риск и решительные поступки. Сильнее выражена исследовательская позиция.
- Развитие речи происходит немного медленнее, чем у девочек. Меньше словарный запас. Предложения и фразы короче и лаконичней.
- При чтении книг рекомендуется рассказывать малышу, что чувствует герой, как он переживает, почему смеется или плачет. Делайте акцент на эмоциях и их выражении, особенно, что касается других людей.
- Во взрослых непоседы больше ценят способность поучаствовать в подвижных играх.
Девочки
- Лучше развита мелкая моторика: рисование линий, умение держать карандаш или ручку. Раньше, чем у мальчиков, развивается интерес к рукоделию: лепке, рисованию.
- Юные принцессы уже присматриваются к маминым нарядам и косметике, красивым заколкам и бантикам, начинают кокетничать и просто обожают, когда взрослые замечают их новое платье или красивые туфельки.
- Девочки не меньше, чем мальчики, любят физические подвижные игры, но все-таки более спокойны и не так сильно любят риск.
- Зато девочки более сильны в выражении чувств и других невербальных признаках. Они больше любят чтение, передают легче тон и тембр голоса, могут описать эмоциональное состояние героя. Часто лучше разговаривают, и словарный запас у них больше.
- Многие девочки уже стараются помогать маме: месить тесто, мыть посуду и пол. Подражая родителям, кормят и одевают кукол, воспитывают и лечат их. Если понаблюдаете, то во многом узнаете и себя.
Родителям стоит почаще говорить, как ребенок красиво и хорошо выглядит, какие сильные руки и ноги (мальчикам), какое красивое платье и глаза, волосы (девочкам).
Если мальчик начинает драться с детьми на прогулке или проявляет другие виды агрессии, то не пугайтесь и не говорит фразы типа: «Думай, что делаешь!». Это не даст результатов. Такие словесные конструкции пока не понятны малышу.
Лучше попробуйте вылепить из пластилина, как выглядит злость или страх, или придумайте коробку, куда можно положить рисунок с нарисованной злостью или вылепленную фигурку, обозначающую негативную эмоцию. Потом можно дружно выкинуть коробку вместе со всем «плохим». А можно оставить вылепленный образ, а через время спросить: не поменялся ли он в лучшую сторону?
Девочки не меньше нуждаются в поддержке, поэтому можно сделать из бумаги корону. Украсить ее, желательно вместе. Выучите вместе стишок. Ритмика поэзии оказывает на детей магическое влияние:
Ну и что, что нету трона —
будет у тебя корона.
Примеряй ее скорей.
Спинку ровно. Взгляд бодрей.
Расскажу тебе секрет
(если вдруг короны нет) —
сила вся в тебе живет.
Спинку ровно… и вперед.
Опыт других людей
В этом возрасте ребенок активно развивается, и важно обеспечить ему подходящие условия для этого. Родители отмечают, что в два года дети начинают активно интересоваться окружающим миром, учатся общаться и пытаются понять правила поведения. Основные навыки, которыми должен обладать малыш в этом возрасте, включают развитие моторики, умение самостоятельно есть и пить, начальное формирование речи, осознание основных правил безопасности и социализация. Важно помнить, что каждый ребенок развивается индивидуально, и поддержка и понимание со стороны взрослых играют ключевую роль в этом процессе.
Интеллектуальное развитие и развивающие игры
Есть целые наборы, которые развивают умственные способности малыша и влияют на психическое развитие. Можно приобрести в магазине, а можно изготовить самостоятельно.
- Сбор и разбор пирамидок и матрешек.
- Пазлы и конструктор (согласно возрасту).
- Пробуйте учить цвета: подбирайте игрушки одинаковой формы и цвета.
- Изучайте качества предмета: мягкий-твердый, пушистый-ровный, горячий-холодный, легкий-тяжелый.
- Можно начинать рисовать геометрические фигуры.
Немного о раскрасках
Раскрашивать картинки — это не только интересно, но полезно. Детки в 2 года с удовольствием рисуют, но будет вдвойне здорово, если к малышу присоединится мама и папа. Это будет уже семейная терапия, которая может сдружить членов семьи и подарить незабываемые позитивные моменты.
- Чем меньше малыш, тем жирнее и четче должен быть контур. Особенно важно это для тревожных и нерешительных детей, боящихся начать собственный рисунок. Раскраска — безопасный шаг в новое.
- В некоторых книжках-раскрасках требуется что-то дорисовать. Это «терапия уверенности» и принятие решений, дальше — уже свои собственные шаги, после осваивания таких форм.
- Для деток, которые сопротивляются и переживают своеобразный кризис, раскраска с четкими контурами — это «вписывание» в заданные правила и следование им.
- Просто отлично, когда родители рисуют, а ребенок разукрашивает, можно и наоборот. Можно поделить лист пополам и разрисовывать вместе, не заходя за контур друг друга.
Можно просто порисовать что-то интересное. Сейчас стало модным рисовать пальцами. Для этого необходимо приобрести специальные пальчиковые краски, которые легко отстирываются, не вредны для здоровья.
Также представляем следующие игры, которые демонстрируют, как можно развивать и заниматься с ребенком. И не обязательно скупать для этого в магазине целую гору игрушек и пособий.
Игра с прищепками
Дети очень любят играть с прищепками. Для такой игры приобретите специальную емкость и поднос, куда сложите разноцветные прищепки. Нужно, чтобы они были разных цветов. Удивительно то, что дети сами знают, что с ними делать. Ну, конечно, можно посмотреть несколько вариантов в интернете дополнительно.
Одно к другому
Потребуются парные предметы: шнурок и ботинок, чашка и тарелка, карандаш и лист бумаги, мыло и полотенце. Все это нужно сложить по 2 предмета в один мешок. Вы достаете 1 предмет, а ребенок должен назвать к нему пару.
Можно все предметы разложить на столе вразброс. Задание: малыш должен подобрать пару к каждому предмету. Игра продолжается, пока не будут собраны все пары.
Что развивается в данной игре?
- Классификация и сортировка, малыш учится классифицировать и сортировать предметы по группам.
- Развивается координация движений в связке «глаза-рука».
- Идет развитие мышления и мелкой моторики.
Все предметы должны быть безопасны для ребенка!
Что внутри?
Найдите до 10 интересных по форме предметов: расческа, игрушка необычной формы, мячик, бутылочка, крышечка, небольшой кубик.
Разложите предметы в пакеты и заклейте скотчем. Спрячьте за спину и выдавайте по одному ребенку. Сначала он щупает и пробует отгадать. Если не получается, то откройте и дайте потрогать, не заглядывая в пакет.
Советуйтесь, и говорите о своих предположениях. Но не называйте правильно. Потом пусть и малыш приготовит для вас такие же задачки.
- Развитие когнитивных и мыслительных навыков.
- Мелкая моторика.
- Решение задач.
- Узнавание предмета.
Играя с детьми, взрослые и сами на время превращаются в детей, отдыхают душой после трудового дня. Совместные занятия и игры полезны для всей семьи: снимают напряжение и усталость, сближают и дарят позитив.
Советы родителям
- Отличие детей от взрослых в том, что родители думают о конкретных задачах, а дети воспринимают мир на эмоционально-чувственном уровне. Поэтому важно давать ребенку защиту в виде фраз: «Я тебя люблю. Ты наш любимый ребенок. Мы семья».
- Когда малыш испытывает стресс или критику, то теряется и теряет контакт с информацией и рациональными знаниями. Родители начинают нервничать и раздражаться, что ребенок «тормозит». В таком случае следует медленно проговорить еще раз просьбу, после ее выполнения повторить другую.
- Если вы хотите привлечь внимание ребенка, когда важно, чтобы он «включился», и видите, что он волнуется, а ситуация выходит из-под контроля, а вы готовы дать подзатыльник или крикнуть, сделайте простое действие — положите малышу руку между лопаток на спинке («зона поддержки»). Он почувствует, что вы с ним, защищаете и успокаиваете его.
- Ваше присутствие рядом с малышом не должно оцениваться количеством, а именно качеством: что вы делаете рядом, в какие игры играете, какие книги читаете, о чем разговариваете. Если вы критичностью и агрессией заставили ребенка быть послушным, он перестал говорить «нет!», «я сам!», то особо не радуйтесь. Пассивность и безынициативность ребенка говорит о том, что вы перебарщиваете с «директивностью». Малыш начинает чувствовать, что его не слышат. Слово «нет», сказанное корректно и вовремя, говорит о проявлении уверенности человека в себе.
- Исправляйте ситуацию, пока не поздно: играйте в ролевые игры, где ребенок становится капитаном корабля или волшебником, где он главный. В будущем такой человек будет уметь брать на себя ответственность за поступки и противостоять обстоятельствам.
- Специалисты называют возраст от 1,5 до 3-х лет сенситивным к освоения речевых навыков, то есть ребенок чувствителен к освоению речи. Он активно учится говорить логически построенными фразами, многие выговаривают все звуки и буквы. Если видите, что малыш не общается, практически не говорит, то не затягивайте и обратитесь к логопеду и неврологу, которые выяснят причины отставания, найдут приемлемую методику для малыша.
Режим дня
В возрасте двух лет ребенок привыкает к постоянному распорядку. Особенно важно в одно и то же время принимать пищу и спать. Любой сбой малыш переносит достаточно тяжело, а потом крайне трудно опять войти в привычную колею. Поэтому эти два основных занятия родители должны отслеживать в первую очередь. Другие же дела: прогулки, игры и прочее можно, по необходимости, и перенести. Меняйте иногда местами прогулку на улице с занятиями дома. Главное, чтобы распорядок дня соответствовал биоритмам ребенка, помогал ему развиваться, расти здоровым и счастливым.
7.00 — 7.30 | Пробуждение, гигиенические процедуры: умывание, чистка зубов, расчесывание, переодевание; утренняя гимнастика (с родителями, с братиками и сестричками) |
8.00 — 8.30 | Завтрак (молочная каша, овощное рагу, чай, сок с булочкой или печеньем) |
9.00 — 10.30 | Прогулка (в межсезонье и зимой можно выйти попозже, а летом — до наступления жары) |
10.30 — 12.00 | Домашний досуг, развивающие игры, чтение книг, прослушивание музыки |
12.00 — 12.30 | Обед (обязательно супчик, овощное или фруктовое пюре, отварное мясо или рыба, компот. У малыша отличный аппетит в это время, поэтому нужно покормить хорошо, можно пробовать новое блюдо) |
13.00 — 15.00 | Дневной сон (обязательно, даже если капризничает и не хочет ложиться, нужно успокоить, почитать короткую книгу, спеть колыбельную) |
15.00 — 16.00 | Пробуждение, спокойные игры дома. Обязательно дать попить, сходить на горшок, переодеться и умыться |
16.00 — 16.30 | Полдник (легкие блюда: запеканка, йогурт или творожок, чай или сок, фрукты) |
16.30 — 18.00 | Прогулка (на свежем воздухе, в зависимости от времени года можно покататься на санках или летом сходить на водоем, побегать босиком и попрыгать) |
18.00 — 19.30 | Возвращение домой, мытье рук после прогулки, ужин в кругу семьи |
19.30 — 21.00 | Спокойные игры, общение, затем воздушные ванны, массаж, купание и подготовка ко сну |
21.00 — 7.00 | Сон |
Расписание примерное, но питание и сон должны быть установлены четко. В утренние часы можно занять ребенка какой-нибудь игрой. Нужно понемногу приучать его к самостоятельности. Но при этом готовьте рядом обед или займитесь глажкой белья. Малыш должен привыкать, что какое-то время ему необходимо побыть самостоятельным, а взрослые занимаются неподалеку по хозяйству.
Многие детки с удовольствием поиграют в конструктор или порисуют. Не рекомендуется садить кроху перед телевизором. Даже если ребенку интересно, все равно старайтесь придумать творческое и спокойное занятие. Психика малыша в таком возрасте не выдерживает большой громкости, рекламы, постоянно мелькающих картинок на экране.
Питание
- В двухлетнем возрасте ребенок должен получать пищу не меньше 4-5 раз в день. Есть детки, которые встают еще ночью, чтобы подкрепиться. Но от этой привычки нужно постепенно отучать. Можно поначалу предложить в ночное время компот или воду комнатной температуры. Впоследствии ребенок постепенно отучится вставать ночью для принятия пищи.
- Вместо ночного кормления можно предложить второй ужин малышу. Подойдет йогурт, кефир или теплое молоко.
- Завтрак наступает через 1-1,5 часа после пробуждения и утренних гигиенических процедур. Покормите малыша так, чтобы он продержался до обеда. Обязательными составляющими должны быть белки, углеводы и клетчатка. Готовьте молочные каши, сваренное яйцо, тосты или галетное печенье с компотом.
- За час до дневного сна следует дать ребенку обед. Обязательно готовьте супы, супы-пюре, на второе — мясо или рыба с гарниром. На десерт — сок, чай, вода. Рекомендуется пробовать новое блюдо именно в обед, чтобы понять в течение дня, как малыш будет на него реагировать.
- После того, как малыш поспит днем, следует дать ему в качестве полдника что-то легкое, чтобы продержался до ужина. Это может быть творожок, йогурт, фрукты, чай с несладким печеньем или булочкой.
- Ужин должен быть калорийным и сытным, чтобы кроха не вставал ночью доедать. Рекомендуется каша, овощное рагу, запеканка, дополнительно фрукты, овощное пюре.
Не стоит заставлять ребенка кушать насильно. Если он активен и не выглядит голодным, но оставляет на тарелке небольшое количество еды, то значит ему хватает того, что он съел.
В промежутках между основными приемами пищи не следует предлагать в качестве перекусов сладкое, конфеты или печенье. Они перебивают аппетит. Если ребенок все же проголодался, то можно дать ему яблоко или банан, воду или компот.
Предлагается меню, составленное педиатрами, для ребенка двух лет:
Приемы пищи | Понедельник | Вторник | Среда |
---|---|---|---|
Завтрак | Каша из овсяных хлопьев с карамельными яблоками, чай с печеньем | Омлет, чай или компот, овощной сок | Пшенная каша с тыквой, молоко |
Обед | Тыквенный суп — пюре с курицей, салат из овощей (морковь, яблоко, сыр), компот | Овощной суп с макаронами, картофельная запеканка с овощами, сок | Суп с рыбными фрикадельками, салат из белокочанной капусты с яблоками, картофельное пюре, вода или компот |
Полдник | Смузи с овсянкой, молоко (кисель) | Печеные яблоки с творогом, молоко или чай | Банановый смузи с галетным печеньем, чай |
Ужин | Тушеные овощи с фрикадельками, чай или сок | Гречневая каша с тушеной печенью, травяной чай | Картофельные котлеты с индейкой и сыром, компот, травяной чай |
Можно составить меню не на один день, а на несколько. Тогда будет удобнее распределять равномерно по дням необходимые витаминные блюда и полезные продукты.
Нормы продуктов
- Меню надо составлять разнообразное, и обязательно включать крупы, молочные продукты, мясо и рыбу, фрукты и овощи в свежем виде и в отварном, растительное и сливочное масло.
- В день малышу необходимо употреблять молочных продуктов — 600 мл (200 мл кисломолочной продукции), овощей — 300 — 400 гр, картофеля не более 150 гр, фруктов — 130 гр, мясо (красное или птица) — 90 гр, хлеба — 90 гр, белого не более 30 гр.
- Рыбу необходимо давать несколько раз в неделю, яйцо — не больше 3-х раз.
- Очень важно давать ребенку нужное количество жидкости из расчета 35 мл на 1 кг веса. Рекомендуется давать чистую воду, но если отказывается, то предложите немного подслащенный компот или чай. Но магазинные соки не рекомендуются педиатрами.
- Категорически нельзя давать фастфуд, копчености, колбасу и сардельки, морепродукты и грибы, консервы, острую, слишком соленую пищу, маринованные продукты, чипсы, сухарики.
- Кормите натуральными молочными продуктами, но если используете покупные, то внимательно читайте состав.
- В этом возрасте разрешается употреблять немного жареного. Но, все же, желательно готовить тушеную, отварную или запеченную пищу.
- Режим питания должен быть четырехразовый, но в качестве перекуса можно предложить несладкие фрукты (яблоко, грушу) или салат из моркови и яблока, еще возможно — творожок или йогурт, но ни в коем случае не конфеты или сладкое печенье.
Некоторые родители отказываются от сахара и шоколада, пробуя другие полезные заменители. Если вы продолжаете употреблять сахар, то ребенку можно не более 50 гр в сутки, а шоколад и конфеты вообще лучше не давать, так как они возбуждающе действуют на центральную нервную систему малыша, могут вызвать аллергическую реакцию и нарушение стула.
Сон
Сколько же должен спать малыш в возрасте 2-х лет? В данном вопросе все уже намного проще. Дневной сон занимает не меньше 2 часов, а ночной — 10. Всего ребенок должен в сутки спать 12 часов. Желательно неукоснительно соблюдать режим.
Малыш очень много двигается, активен, получает много информации из окружающего мира. Поэтому отдыху необходимо уделять максимум внимания. Старайтесь не нарушать распорядок, даже если идете в гости или находитесь в поездке.
Часто в таком возрасте кроха очень сопротивляется дневному сну. Укладывание порой затягивается на несколько часов. В итоге полностью сбивается весь режим, и ночной сон тоже отодвигается на неопределенное количество часов. Как же вовремя положить сына или дочку? Вот несколько советов.
Как положить спать вовремя?
- Начинайте готовиться ко сну за час, снижайте активность, почитайте книгу.
- Проветрите хорошо комнату, и поддерживайте температуру +20 градусов. Это будет оптимально для спокойного отдыха.
- Некоторые мамочки пробуют увеличить промежуток между обедом и дневным сном. На полный желудок малыш не очень хочет ложиться в кровать.
- Попробуйте перед сном делать одни и те же действия: например, укладывать спать мягкого мишку или любимую куклу. А может вашей традицией станет прослушивание спокойной умиротворяющей музыки. Постепенно малыш научится настраиваться на волну покоя и отдыха.
- Проследите, во сколько ребенок начинает уставать. Возможно, следует немного передвинуть часы сна. Но и важно, чтобы ребенок не перегуливал. Это может сказаться негативно на его психо-эмоциональном развитии.
- Когда малыш пойдет в ясли или детский сад, то вместе с остальными детьми быстро привыкнет ложиться в одно и то же время.
- Если ребенок сказал «нет, не буду спать!», то это он сказал вам, но не медвежонку или зайчику. Они могут «позвать» его в кроватку вашим голосом. Включайте спокойный игровой момент, и кроха присоединится сразу.
- Если малыш гиперактивен, то перед сном замедляйте движения, говорите более спокойным и тихим голосом. Положите в кроватку подушку с мятой или с гречишной мукой (природные эмоциональные сорбенты).
- Помните, что избыток углеводов и глюкозы приводит к напряжению и повышению активности. Не давайте сладости хотя бы за несколько часов до сна.
- Можно сделать Хранителя Сна — Сову. И даже вместе сделать из бумаги и разукрасить ее, можно сшить или связать, а потом выучить стишок. Сова призвана охранять сон, и ей можно доверить секреты и страхи. Очень помогает, когда малыш боится засыпать один в комнате вечером.
Говорю тебе, Сова,
я волшебные слова.
Смотрит ночь в мое окно.
Не люблю, когда темно.
Грусть и страхи отгоняй.
Сон мой чутко охраняй.
Никогда не стоит опускать руки и отчаиваться. Старайтесь не заставлять малыша делать что-то насильно. Побольше наблюдайте за его поведением, и будете знать, когда пора ложиться, и что делать, если сон не идет.
Прогулка
Гулять надо каждый день. Независимо от того, какая погода на улице. Приготовьте несколько сменных комплектов одежды и обуви: пока одна сохнет, то в другой можно гулять. Даже если на улице невыносимо холодно или идет дождь, одевайтесь потеплее, берите зонтик и идите на свежий воздух.
В теплое время года необходимо выходить на улицу несколько раз, ну а зимой и межсезонье смотрите по погоде. Возможно, вы выйдете всего раз, но перед сном, чтобы малыш набегался, и получил дозу свежего воздуха.
Заключение
Наши дети очень быстро растут. Хочется, чтобы в воспоминаниях у них остались яркие и радостные моменты, а не критика и упреки. Давайте, мы, взрослые, будем учиться быть помощниками, друзьями и любящими людьми для своих детей. Наберитесь терпения, все время обучайтесь чему-то новому. Вот некоторые книги, которые будут интересны молодым родителям:
- Марина Аромштам «Когда отдыхают ангелы».
- Светлана Ройз «Практическое ребенковедение».
- Вольфганг А. Мауэр «Практика пробуждения чувств».
- Ирвин Ялом «Мамочка, или Смысл жизни».
- Вирджиния Сатир «Семейная терапия; Как строить себя и свою семью».
Частые вопросы
Какие основные навыки должен приобрести ребенок в 2 года?
В два года ребенок обычно начинает развивать мелкую моторику, учиться говорить более понятно, познавать мир через игру и начинает понимать базовые правила поведения.
Какие игры и занятия помогут развить ребенка в этом возрасте?
Для развития ребенка в два года подходят игры, развивающие моторику, конструктивное мышление, а также занятия, направленные на развитие речи и общения.
Как родителям помочь ребенку развиваться в этом возрасте?
Родители могут помочь развитию ребенка в два года, обеспечивая его игрушками, книгами, общением с другими детьми, а также уделяя внимание развитию речи и мелкой моторики через разнообразные занятия.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поощряйте ребенка к самостоятельности и развитию мелкой моторики, предоставляя ему игрушки, которые требуют точных движений, такие как пазлы или конструкторы.
СОВЕТ №2
Помогайте малышу развивать речь, общайтесь с ним, задавайте вопросы, рассказывайте о том, что видите вокруг себя, читайте книги и рассматривайте картинки вместе.
СОВЕТ №3
Создавайте условия для физической активности ребенка, поощряйте его к ходьбе, бегу, прыжкам, играйте в подвижные игры, посещайте детские спортивные секции.