Во второй год жизни ребёнок быстро растёт и развивается, активно познает окружающий мир и осваивает новые навыки и умения. В один год и десять месяцев малыш многое умеет, и его родители должны не только способствовать гармоничному развитию, но и отслеживать соответствие его темпов общепринятым нормам. Из данной статьи вы узнаете показатели, на которые следует ориентироваться.
Физические параметры
Рассмотрим в таблице основные физические параметры для девочек, достигших возраста 22 месяца:
Параметр | Средние значения |
Рост (в см) | 82-90 |
Вес (в кг) | 10,5-12,5 |
Обхват груди (в см) | 47,9-54 |
Окружность детской головы (в см) | 46-50,1 |
В следующей таблице рассмотрим средние нормы для мальчиков:
Параметр | Усредненные значения |
Рост (в см) | 83-91 |
Вес (в кг) | 11-13,5 |
Обхват детской головы груди (в см) | 48,5-55 |
Окружность (в см) | 47,5-51 |
Эти значения усреднены, поэтому строго ориентироваться на них не стоит. Небольшие отклонения допустимы. Важно, чтобы вес и рост увеличивались пропорционально. Так, месячный прирост в среднем составляет 5-10 мм, а привес – 100-200 г.
Мнение врача:
В этом возрасте развитие девочек и мальчиков обычно происходит по-разному. Врачи отмечают, что девочки в этом возрасте часто проявляют больший интерес к общению и разговорам, а также кукольным играм. У мальчиков, в свою очередь, нередко наблюдается большая активность и интерес к конструкторам и машинкам. Однако важно помнить, что каждый ребенок уникален, и развитие каждого ребенка происходит индивидуально. Важно обеспечить ребенку поддержку и стимулировать его интересы, независимо от пола.
Физические навыки
Физическое развитие в 22 месяца охватывает умения:
- долго ходить, не спотыкаясь и преодолевая препятствия;
- бегать и прыгать;
- подниматься по лестницам и спускаться с них;
- легко забираться на разные предметы (стулья, диваны, табуреты) и слезать с них, не падая;
- бросать и пытаться ловить мяч, пинать его ногами достаточно долгое время;
- стоять на одной ноге с опорой, удерживать баланс.
Бытовые навыки
Что должен уметь ребёнок в 1 год и 10 месяцев в плане быта?
- Использовать для употребления пищи ложку и вилку, пить из стакана или чашки.
- Пытаться самостоятельно одеваться и раздеваться. Ребёнок может надевать и снимать штаны и футболки. Возможны попытки обуваться, но пока малыш будет путать правую и левую ногу, не справится со шнуровками.
- Мыть с мылом руки, умываться. Также ребенок вытирается полотенцем.
- По назначению использовать горшок и контролировать свои физиологические потребности. Но некоторые дети в таком возрасте ещё носят подгузники либо периодически справляют естественную нужду в трусики (во сне, во время активных игр и увлекательных занятий).
- Убирать за собой разбросанные по полу игрушки. Также малыш может помогать делать уборку взрослым, например, пробовать мыть и подметать полы, стирать пыль с предметов мебели.
- Примитивно ухаживать за питомцами: предлагать им корм, наливать воду в миску, гладить, впускать домой и выпускать за дверь.
- Помогать по дому, выполняя несложные действия: доставать из стиральной машины белье и подавать его родителям, относить грязную посуду в раковину, приносить одежду для прогулок.
Опыт других людей
В этом возрасте дети активно развиваются, и каждый месяц приносит новые навыки и умения. Родители отмечают, что девочки в этом возрасте часто начинают проявлять интерес к куклам и ухаживают за ними, а мальчики могут быть более активными и интересоваться играми с машинками. Однако, важно помнить, что каждый ребенок уникален, и развитие зависит от индивидуальных особенностей. Важно создавать условия для разностороннего развития, поддерживать интересы и помогать малышам открывать мир вокруг себя.
Интеллектуальные способности
Умственное развитие малыша включает такие важные умения:
- рисование линий или простых геометрических фигур карандашами или фломастерами;
- собирание сортеров или простых пазлов;
- построение простых конструкций из кубиков (небольших башенок, например);
- понимание и выполнение просьб, предполагающих несколько последовательных действий (пойти в спальню, взять машинку и принести её);
- идентификация и дифференциация простейших фигур (малыш может различать квадраты и круги);
- узнавание на фотоснимках близких людей и себя;
- ответы на задаваемые вопросы типа «Что это?», «Кто это?»;
- называние некоторых объектов и предметов, животных, частей тела;
- запоминание и воспроизведение простых мелодий;
- дифференциация контрастных размеров – маленьких и больших предметов;
- распознавание фактуры, массы и температуры предметов;
- улавливание интонации собеседников и реагирование на неё словами или эмоциями (радостью, тревожностью, расстройством).
Речь
В 1 год и 10 месяцев девочка или мальчик стремительно осваивает родной язык. Активный лексикон, используемый уместно и осознанно, включает от 50 слов до 100, у некоторых малышей до 200-300. Многие дети без проблем называют знакомые вещи и предметы, явления природы, события, части тела.
Ребенок может начинать говорить предложениями, последовательно соединяя от двух до четырёх слов. Некоторые малыши способны отвечать на вопросы, озвучивать желания и просить о чём-то.
Но речевое развитие – сугубо индивидуальный процесс. Если ваш кроха в год и десять месяцев использует всего 5-10 слов, это считается вариантом нормы. Некоторые дети в таком возрасте практически молчат или бессвязно лепечут. Но в 22 месяца малыш должен понимать речь, то есть реагировать на слова. Если понимания и реакции нет, следует сообщить об этом педиатру, чтобы он дал направления к узким специалистам (неврологу, логопеду, отоларингологу).
Психоэмоциональная сфера
В 22 месяца ребенок развивается психоэмоционально, начинает взаимодействовать с окружающим миром. В таком возрасте идет формирование характера, которое может протекать непросто и требовать от родителей терпения и поддержки.
Кроха начинает понимать, что можно получать помощь. Например, когда сломалась любимая игрушка, или не удаётся достать какой-то предмет самостоятельно, ребёнок просит помочь родителя (словами, жестами, эмоциями).
В 22 месяца малыши любят оказываться в центре внимания, вызывать реакцию окружающих. Так, выполняя какие-либо действия, ребенок внимательно смотрит, как на это реагируют окружающие. Кроха способен демонстративно показывать свои умения и достижения, причем не всегда правильные и нужные: он может специально бросать предметы, прыгать с дивана.
Рассмотрим психоэмоциональные проблемы, с которыми могут сталкиваться родители малышей:
- Капризы. Дети в таком возрасте капризничают по разным поводам: в ответ на запреты, с целью получить что-то желанное, но недоступное. Дочка или сын может громко кричать и плакать, махать руками, кататься по полу, стучать кулаками. Как вести себя в таком случае? Использовать тактику выжидания. Просто спокойно подождите, пока малыш успокоится и поймет, что не получит то, чего хочет. Если каприз перерастает в истерику, успокойте кроху, обнимите, скажите ласковые слова. Также можно попытаться переключить внимание на что-то интересное. Но не потакайте капризному поведению, иначе оно будет использоваться в качестве инструмента манипулирования.
- Бессмысленные просьбы, например, обуть дома сапоги или снять шапку на улице в холодную погоду. Это связано с ограниченностью познаний. Если есть возможность, выполняйте просьбы. Так малыш будет понимать, что они бессмысленны и ошибочны, и это поможет осваивать новую информацию, дополнять и формировать картину мира.
- Демонстрация беспомощности. Уверенно ходящий и быстро бегающий ребенок может внезапно начать проситься на руки, и это тоже абсолютно нормально. Он понял, что родители больше не помогают перемещаться. Но крохе по-прежнему нужны поддержка и чувство защищенности. В такие моменты можно обнять сына или дочь, ласково поговорить, иногда взять на руки.
- Требования. Ребёнок может выбирать и просить только определенные игрушки, предметы одежды и посуды. Так он прощупывает границы дозволенного, пытается контролировать ситуацию и выявлять зону своего контроля. Если малыш соглашается есть только из собственной тарелки, не стоит отказывать в этом.
- Ярое стремление к самостоятельности. Ребёнок может становиться самостоятельным и отказываться от помощи. Иногда нужно помогать, но лучше делать это осторожно и ненавязчиво, чтобы кроха постепенно осваивал новые умения и не терял уверенность в себе.
- Отсутствие инстинкта самосохранения. Да, малыши могут намеренно или неосознанно создавать опасные обстоятельства, не понимая угроз. Родители должны всегда быть начеку и минимизировать риски.
Социальное развитие
Малыш тянется к сверстникам и всячески пытается контактировать с ними: играть, общаться, что-то делать вместе. Дети внимательно слушают разговоры взрослых и пытаются вникать в них. Малышам важна реакция близких людей, особенно папы и мамы: если кроха замечает одобрение, он воодушевляется и продолжает делать то, что делал.
Так как в два года многие детки начинают посещать детский сад, то к этому периоду нужно постараться подготовить малыша к общению со сверстниками. Посещайте детские площадки, обучайте сына или дочь базовым правилам поведения. Учите кроху делиться, не драться, не начинать конфликты, участвовать в коллективных занятиях и играх.
Режим дня
В возрасте 1 года и 10 месяцев малыш спит около 12-14 часов, а в остальное время бодрствует и познает мир. Ночной отдых длится от 10 до 12 часов. Днем ребенок спит один раз в течение 1,5-2,5 часов. Просыпаются дети по-разному: одни утром встают раньше, другие дольше спят. Но нужно постепенно готовить малыша к посещению детского сада и будить в одно и то же время.
В таблице рассмотрен примерный режим:
Время | Действие |
8:00-8:30 | Пробуждение, утренняя гигиена, переодевание |
8:30-9:00 | Завтрак |
9:00-10:30 | Занятия дома |
10:30-10:45 | Сборы на прогулку |
10:45-12:30 | Прогулка |
12:30-13:00 | Переодевание, подготовка к обеду |
13:00-13:30 | Обед |
13:30-13:45 | Подготовка к дневному сну |
13:45-15:45 | Дневной отдых |
14:45-16:00 | Пробуждение, подготовка к приёму пищи |
16:00-16:15 | Полдник |
16:15-17:00 | Занятия, игры дома, сборы на прогулку |
17:00-18:30 | Вечерняя прогулка |
18:30-19:00 | Переодевание, подготовка к ужину |
19:00-19:30 | Ужин |
19:30-20:30 | Общение, совместное времяпровождение |
20:30-21:00 | Подготовка к ночному отдыху |
21:00-8:00 | Ночной сон |
Этот распорядок примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учетом особенностей и потребностей конкретного ребенка.
Питание
Питание в год и десять месяцев разнообразно. Если остальные члены семьи предпочитают здоровую пищу, можно переводить малыша на общий стол. Рацион обязательно должен включать крупы, рыбу и мясо, птицу, яйца (не чаще раза в два дня), свежие ягоды и фрукты, овощи, кисломолочные и молочные продукты, сливочное и растительные масла, хлеб (желательно пока только пшеничный, бездрожжевой). Под запретом сладости, полуфабрикаты, копчености, консервы, колбасные изделия, маринованные блюда, жирная и острая пища.
Предлагаем примерное меню:
- Завтрак: мультизлаковая каша на молоке с ягодами, детский чай.
- Обед: овощной суп, паровая котлетка, картофельное пюре, немного отварной тертой свеклы, кусочек хлеба, компот.
- Полдник: галетное печенье, любой фрукт (яблоко, груша), йогурт.
- Ужин: овощное рагу, отварная или тушеная рыба, сок.
Важно! Суточный общий объем пищи составляет 1200-1300 г.
Занятия и игры для гармоничного развития
Чтобы темпы развития соответствовали нормам, нужно активно и постоянно заниматься с малышом. Особенно полезны следующие игры и занятия:
- рисование восковыми мелками, безопасными пальчиковыми красками и карандашами;
- лепка из детского пластилина или солёного теста;
- игры с кинетическим песком или в песочнице;
- пение песен, танцы;
- развивающие игрушки: сортеры, пазлы, конструкторы с крупными деталями, бизиборды;
- чтение книг и рассматривание картинок;
- сюжетные игры с мягкими игрушками, куклами;
- занятия по авторским методиками (Монтессори и другим);
- потешки, короткие стишки, считалки;
- изучение фигур, цветов, новых предметов и животных (по картинкам или в реальной жизни);
- игры с мячом;
- прятки.
Мальчики и девочки: есть ли различия?
Есть ли различия в развитии и росте мальчиков и девочек в 1 год и 10 месяцев? Да, разница затрагивает следующие аспекты:
- Физические параметры. Обычно мальчики крупнее девочек. Но вес и рост зависят не только от пола, но и от наследственности, индивидуальных особенностей детского организма, состояния здоровья.
- Темпы развития. Мальчики быстрее развиваются физически, но отстают в умственном развитии. Девочки хуже ориентируются в пространстве, но раньше начинают говорить и осваивают горшок.
- Познавательные процессы. Мальчики познают многое наощупь, всё трогают, разбирают. Им важно осваивать пространство. Девочки склонны наблюдать и рассматривать предметы вблизи, они дольше удерживают внимание на чём-то.
- Эмоциональные аспекты. Девочки менее агрессивны и спокойнее переносят разлуку с родными, их эмоции просты и могут описываться. Эмоциональный фон мальчиков сложнее, они хуже контролируют себя, склонны к агрессии.
Советы родителям
Напоследок несколько рекомендаций родителям:
- При любых явных нарушениях покажите малыша врачу.
- Регулярно делайте с крохой утреннюю гимнастику. Вместе выполняйте простые упражнения.
- Не забывайте о гигиене: умываниях и чистках зубов, стрижке ногтей, купаниях, очищении ушек.
- Не требуйте от малыша многого и не сравнивайте его с другими детьми.
- Чаще демонстрируйте любовь, участие и поддержку.
- Старайтесь приучать сына или дочь к горшку. Многие детки в таком возрасте готовы к этому. Но если процесс протекает со сложностями, прервите его или пересмотрите методику приучения.
Чтобы ребёнок развивался гармонично, не только оценивайте его соответствие нормам, но и помогайте крохе, любите его и поддерживайте.
Что почитать
Ознакомьтесь и с другими полезными статьями о развитии малышей:
Частые вопросы
Какие основные навыки развития можно ожидать у ребенка в 1 год и 10 месяцев?
В этом возрасте ребенок обычно начинает активно двигаться, учиться ходить, развивать речь, узнавать окружающий мир, улучшать мелкую моторику и развивать социальные навыки.
Какие различия в развитии могут быть у девочек и мальчиков в этом возрасте?
В этом возрасте различия в развитии между девочками и мальчиками обычно не столь заметны, так как основные этапы развития у них схожи. Однако, могут быть различия в предпочтениях игрушек и активностей, а также в темпах развития речи.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поощряйте ребенка к самостоятельности, давая ему возможность самостоятельно познавать мир, играя с игрушками, развивая мелкую моторику.
СОВЕТ №2
Проводите время на свежем воздухе, играя во дворе или гуляя в парке, таким образом способствуя физическому развитию ребенка.
СОВЕТ №3
Развивайте коммуникативные навыки ребенка, общаясь с ним, читая книги, играя в игры, способствуя развитию речи и понимания окружающего мира.