После того, как ребенок отпраздновал свой первый день рождения, его физическое развитие становится чуть менее динамичным, зато интеллект, навыки, особенности характера меняются постоянно. Как развивать ребенка в 1 год и 4 месяца? Какие нормы соответствуют этому возрасту?
Физическое развитие
После года врачи уже не так тщательно следят за изменениями в весе и росте ребенка, проходить осмотр достаточно раз в три месяца, при хорошем самочувствии визиты к педиатру делают раз в полгода. Ориентироваться в показателях можно по следующей таблице:
Параметр | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Рост | 78-80 см | 80-83 см |
Вес | 11-12 кг | 10-11 кг |
Окружность головы | 48-50 см | 45-48 см |
Обхват грудной клетки | 45-48 см | 50-53 см |
Зубы | 8-12 шт. | 8-12 шт. |
Важно!
Дети не всегда соответствуют заявленным параметрам. Если малыш здоров, не стоит переживать из-за этого, все индивидуальны, многое зависит от генетики.
Мнение врача:
В этом возрасте ребенок активно развивается и приобретает новые навыки. Важно обеспечить ему разнообразное и полноценное питание, включающее фрукты, овощи, мясо, рыбу, каши. Режим дня должен включать игры на свежем воздухе, общение с родителями, чтение книг, сон днем. Врачи рекомендуют обращать внимание на развитие мелкой моторики, речи, координации движений. Важно создавать условия для разностороннего развития ребенка, поддерживать его интерес к окружающему миру и новым знаниям.
Навыки по возрасту
В один год и четыре месяца малыши очень энергичны, они уже бегают и прыгают, стремятся изучать окружающий мир. С каждым днем они осваивают все больше навыков. Что должен уметь делать ребенок согласно нормам?
- Ходить с опорой или без. Легко вставать из положения лежа, сидя, осваивать подъемы и спуски.
- Самостоятельно держать ложку в кулаке, проявлять желание кушать самостоятельно. Важно поощрять это стремление, тренируйте навык на густых блюдах, таких как пюре или творог.
- Воспринимать обращения взрослых, реагировать на них. Повторять легкие физические упражнения, такие как поднятие и отведение рук, пороты тела, головы.
- Знать всех близких людей, реагировать на их присутствие и отсутствие, проявлять свои желания и недовольства. Начинает формироваться характер. Дети становятся эмоционально активны и восприимчивы.
- Знать общие понятия, такие как части тела, предметы мебели, основные животные, фрукты и овощи. Узнавать и называть их.
- В активном словарном запасе от 4 до 10 слов.
- Начинать играть в игры с простым сюжетом, например, катать куклу или машину, насыпать песок в ведро, переливать воду.
Вопрос хождения на горшок индивидуален и во многом зависит от того, в каком возрасте родители начали приучение. Но в 1 год и 4 месяца малыш уже может уметь проситься в туалет, он чувствует дискомфорт после хождения в белье. Это подходящий период для отказа от подгузников.
Развиваем малыша
- Нанизывание бусинок на нить (детали должны быть крупными);
- Поиски клада в песке (можно использовать кинетический песок или крупы);
- Вылавливание рыбок или других предметов с помощью магнитной удочки, пинцета, ложек;
- Крупные шнуровки и мозаики начинают интересовать карапуза;
- Пальчиковые лабиринты и сортеры хорошо подходят для развития интеллекта.
В этом же возрасте игры начинают делиться по половому признаку, появляется ролевая игра, малыши начинают копировать бытовые ситуации. Девочки кормят кукол, возят их в колясках, делают уборку. Мальчики предпочитают игры в доктора или водителя машины, строителя. Поощряйте такие занятия, подыгрывайте малышу. Его фантазия лишь начинает развиваться, дополняйте сюжет, тогда со временем ребенок научиться делать это самостоятельно.
Год и четыре месяца – время начала развивающих занятий. На этом этапе следует в игровой форме знакомить детей с основными понятиями:
- Животными и их звуками;
- Бытовыми предметами и их назначением;
- Цветами;
- Формами;
- С прилагательными «большой – маленький», «мягкий – твердый», «веселый – грустный».
Для этого используются книги, хорошо подходят издания с наклейками, можно использовать дидактические карточки и простые аппликации.
Важно!
Не заставляйте малыша заниматься, если он не хочет. Лучше предложите подобные игры, когда ребенок будет спокоен и более сосредоточен. Принуждение к занятиям в этом возрасте может вызвать последующее отторжение от процесса обучения.
Опыт других людей
В этом возрасте дети активно развиваются и учатся новым навыкам каждый день. Родители отмечают, что важно обеспечить ребенку разнообразное питание, включая фрукты, овощи, мясо и молочные продукты. Режим дня также играет важную роль: дети нуждаются в достаточном количестве сна, игре на свежем воздухе и общении с другими детьми. Важно поддерживать интерес к миру вокруг, читать книги, играть в разнообразные игры, чтобы способствовать развитию речи, мелкой моторики и социальных навыков.
Возможные проблемы и их решения
Годик и 4 месяца – возраст физической активности и становления характера, проявления самостоятельности, поэтому родителям придется запастись терпением. Следует быть готовыми к тому, что:
- Ребенок активно изучает мир, при этом он уже может ходить, залезать на кроватку, стулья, другую мебель. Отсюда повышает риск получения травм. Не оставляйте малыша без присмотра, обезопасьте розетки, закройте шкафчики с химическими веществами, острыми или хрупкими предметами.
- Чтобы узнать информацию о предмете, дети пробуют все «на зубок». Будьте осторожны с мелкими деталями, играми с ними.
- Настроение вашего чада будет меняться чаще. Во – первых, ребенок уже проявляет своё «не хочу», во – вторых, реагирует на внешние ситуации. Например, ваш уход может вызвать плач, хотя раньше такого не случалось.
- В 16 месяцев у малышей развивается эмпатия, поэтому нужно следить за собственным настроением, ваша нервозность или злость будут передаваться ребенку. И, напротив, вы можете зарядить его позитивом.
- Это возраст, когда появляется слово «моё». Дети начинают осознавать, что игрушки принадлежат им, а вот делиться они пока не умеют, поэтому в кругу крох могут возникать конфликты. Стоит быть терпимее и стараться переключать детское внимание на что – то другое.
Правила и особенности питания
По мере взросления питание детей становится все более разнообразным. Еще совсем недавно вы вводили в прикорм первые овощные пюре, а сейчас меню малыша все больше напоминает ваше, хотя соблюдать осторожность и рациональность по-прежнему нужно. Режим питания ребенка должен соответствовать следующим правилам:
- Рацион должен быть сбалансированным и питательным. Составляйте меню таким образом, чтобы в нем присутствовали злаки, фрукты и овощи, мясо, птица и рыба, яйца, молочные продукты.
- Ребенок должен быть приучен к твердой пище. Не измельчайте все до однородного состояния, давайте супы, небольшие кусочки мяса и фруктов.
- Дети начинают проявлять интерес к взрослой пище, начинает казаться, что сейчас им уже можно все. Не забывайте соблюдать осторожность, исключайте жаренные, копченые, сильно приправленные или жирные блюда.
- Суточный объем еды должен составлять 1 – 1.2 л. При этом малыши часто начинают отказывать от пятиразового питания. Если это так, оставьте три основных приема пищи и легкие перекусы.
- Не забывайте про воду. Суточной нормой считается 50 мл на 10 кг веса. Разнообразить питье можно травяными чаями, несладкими соками.
- Если у малыша нет аллергии, можно знакомить его с полезными сладостями: повидло, варенье домашнего производства.
- В год и четыре месяца нужно начинать отучение от груди, если малыш до сих пор сосет молоко.
Для большей наглядности предлагаем вам вариант меню на неделю.
Завтрак | Обед | Ужин |
---|---|---|
Овсяная каша с яблоком | Куриный бульон с вермишелью, морковный салат со сметаной, рис с тефтелями | Тыквенные оладьи со сметаной и зеленью |
Омлет, хлеб с маслом | Рыбный суп, пюре с котлетой, салат из огурцов, помидоров | Овощное рагу с мясом |
Рисовая каша с курагой, компот | Овощной суп – пюре, греча с тушеной курицей | Картофельная запеканка с рыбой |
Блинчики со сметаной, джемом | Суп с фрикадельками, макароны с сыром, салат из огурцов и зелени | Рисовая каша с котлетами из индейки |
Творожная запеканка с изюмом | Тыквенный суп – пюре, рагу | Омлет с курицей и помидором |
Гречневая каша с молоком, сухарики из белого хлеба | Щи со свежей капустой, мясное суфле с рисом, морковный салат | Лодочки из кабачков |
Творожок, булка с домашним вареньем и маслом | Суп со шпинатом, ежики с гречей | Отварная курица с овощным салатом |
Меню примерное, обязательно дополняется десертами и перекусами. Для этого могут использоваться сухарики, сушки и печенье, кефир, йогурты и фрукты. Если вы заранее продумаете, что будете готовить на неделе, вам будет проще накормить кроху вкусно и разнообразно.
Важно!
Каждый прием пищи должен сопровождаться питьем: водой, чаем, компотом, киселем, разбавленным соком.
Режим дня
Действие | Время (часов) |
---|---|
Подъем, гигиена | 8-9 |
Завтрак | 9-9:30 |
Игры, развитие | 9:30-11 |
Первый сон | 11-13 |
Пробуждение, обед | 13-14 |
Прогулка | 14-16 |
Второй дневной сон | 16-17:30 |
Полдник | 17:30-18 |
Вечернее бодрствование | 18 – 19:30 |
Купание | 19:30 — 20 |
Ужин | 20-20:30 |
Подготовка ко сну, отбой | 20:30 – 21:30 |
Это примерный режим дня. В него обязательно должны входить приемы пищи, прогулка, игры, сон, гигиена. Но многие дети в этом возрасте переходят на один дневной сон, это также нормально, просто он будет длиться дольше. Кто – то раньше встает и ложиться, некоторым проще уснуть в 22 часа. Планируя свой график, ориентируйтесь на потребности и особенности вашего ребенка.
Совет!
Теперь проводить ежедневное купание необязательно, можно ограничиваться подмыванием. А вот прогулки лучше не исключать, дети становятся все любознательнее и активнее, им необходимо удовлетворять свои желания в познании окружающего мира, получать новые впечатления.
Особенности возрастного воспитания
После года наступает возраст перемен. Важно начать приучать ребенка к туалету, отлучать от груди, ближе к полутора годам малыш перестает кушать по ночам и использовать бутылочку. Все эти изменения должны происходить постепенно, тогда они будут легко приняты. Это период, когда детей нужно учить самостоятельности. Закладывать основы гигиены: чистку зубов, мытье рук после улицы и перед едой. Все чаще малыши сами выбирают игры, поэтому важно объяснять правило «поиграл – убрал». Родители должны понимать, что сейчас они закладывают основы «можно – нельзя», рамки дозволенного, формируют модель поведения. Еще один аспект – любознательность. В этом возрасте крохи впитывают все «как губки», пока они не могут повторить все, что услышали, но они это запоминают. Разговаривайте, как можно больше, рассказывайте о том, что видите: Сегодня хорошая погода, небо голубое, а трава зеленая, тепло. Когда тепло можно надевать легкую кофту и т. д. Также психологи утверждают, что именно до полутора лет формируется доверительная связь «мама – ребенок». Важно, чтобы малыш воспринимал маму, как поддержку и учителя. Среди распространенных ошибок в воспитании детей можно выделить:
- Отношение к малышу, как к взрослому. Чадо настолько быстро повзрослело, что, кажется, теперь он все должен понимать. Но нет, ваш ребенок гораздо сообразительнее, чем был, но не стоит раздражаться, если он не понимает, что вы от него хотите.
- Препятствование самостоятельности. Вторая сторона медали. Детки хотят все делать сами, но их навыки еще не отточены, поэтому кашу они едят в разы дольше, одежда и все вокруг остаются испачканными. Потерпите, если вы будете брать дело в свои руки, то отобьете все желание делать что – то самому.
- «Детская» речь или сюсюканье. Сейчас ребенок слышит вашу речь, которую он будет повторять, не искажайте и не упрощайте слова.
- Использование категорических запретов. Они в этом возрасте очень плохо воспринимаются. Карапуз должен понимать, почему что – то нельзя и почему это нельзя в данный момент времени, ведь он живет только настоящим. Объясняйте ребенку причины запретов доступным для него языком, лучше всего в образной форме.
В любом детском возрасте есть свои особенности и трудности. Подготовиться ко всему трудно, однако знать основы психологического развития будет полезно. Дарите своим малышам больше внимания и любви, будьте терпимы и позитивны, тогда кроха ответит вам теми же эмоциями.
Частые вопросы
Какие навыки обычно развиваются у ребенка в 1 год и 4 месяца?
В этом возрасте ребенок обычно начинает активно ползать, вставать, может попытаться делать первые шаги, начинает понимать простые инструкции, улучшается мелкая моторика (например, ребенок может пытаться класть кубики в коробку).
Какой должен быть режим дня ребенка в 1 год и 4 месяца?
Режим дня в этом возрасте включает 2-3 сна днем, примерно 3-4 приема пищи, игровое время, прогулки на свежем воздухе и время для обучающих игр.
Какие продукты питания рекомендуется включать в рацион ребенка в 1 год и 4 месяца?
В рационе ребенка в этом возрасте должны быть молочные продукты, фрукты, овощи, каши, мясо, рыба, яйца, хлеб. Важно следить за разнообразием питания и обеспечить ребенка всеми необходимыми питательными веществами.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Помогайте ребенку развивать моторику и координацию движений, играя с ним в разнообразные активные игры, упражнения и занятия на свежем воздухе.
СОВЕТ №2
Следите за питанием ребенка, включая в рацион разнообразные продукты, богатые железом, кальцием и витаминами, и обеспечивайте ребенка полноценным питанием с учетом его возраста и потребностей.
СОВЕТ №3
Создавайте режим дня для ребенка, включая время для игр, сна, кормления, прогулок и обучающих занятий, чтобы обеспечить ему стабильность и комфорт.