Малыш достиг возраста 1 год 9 месяцев, остается лишь 1 четверть года до достижения возраста двух лет. Ребенок становится более самостоятельным и менее зависимым от взрослого. Постепенно исчезают страхи, вызываемые неизвестными звуками, незнакомыми людьми. Начинает ярко проявляться феномен «Я сам».
1. Физическое развитие
Морфологические показатели (рост, вес) быстро увеличиваются, при этом девочки развиваются гораздо быстрее.
Таблица. Антропометрические данные детей в возрасте один год девять месяцев
Дети с удовольствием занимаются физическими упражнениями в игровой форме. Костно-мышечная система включает в себя значительные участки хрящевой ткани, суставы и связки слабые и мягкие. Поэтому силовые упражнения (вис на руках, переносы тяжелых предметов) запрещены. При проведении упражнений из положения лежа на спине, следует смотреть за тем, чтобы ребенок лежал прямо. Важно соблюдение двигательного режима. Не рекомендуются игры и упражнения с длительной неподвижностью.
Мальчики | Девочки |
Рост (см) | |
низкий – 80,4 | низкий – 79,7 |
высокий – 88,4 | высокий – 87,6 |
низкий – 10,6 | низкий – 10,5 |
высокий – 13,6 | высокий – 12,8 |
1.1. Моторное развитие
Большую часть времени малыши проводят в движении. Дети обожают бегать, прыгать, залезать и своим игрушкам желают придать движение. Они тащат, толкают любимые предметы везде за собой.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Учитывая, что детская сердечно – сосудистая система находится в стадии формирования, физкультуру следует проводить на воздухе или в проветренном помещении.
Моторные умения и навыки:
- переступает небольшие препятствия высотой 10 см (палочки, веточки);
- бегает в разных направлениях;
- выполняет простые физические упражнения (наклоны, повороты, движения руками и головой, приседания);
- поднимается по лестнице самостоятельно;
- спускается по лестнице с помощью взрослого;
- поднимается по наклонной поверхности;
- ходит по гимнастической скамейке, бордюру при помощи взрослого;
- бросает в корзину мяч с расстояния 70 см;
- старается поймать и удерживать мяч;
- подпрыгивает на месте или с продвижением вперед;
- осваивает подъем по лесенке – стремянке высотой 1 метр;
- интересуется и участвует в подвижных играх;
- обожает залезать в неизученные ранее места (подоконники, раковину, ванну, душевую кабинку, шкафы).
Для развития физических навыков и координации движений неплохо использовать толокар. При этом взрослый должен держать на контроле передвижения малыша в этой машине.
1.2. Что должен уметь малыш в возрасте 1 год 9 месяцев
Умения, необходимые для самообслуживания, становятся осмысленными.
Бытовые навыки:
- самостоятельно кушает, пользуясь ложкой, вилкой;
- пьет из чашки, уверенно пользуется чашкой-непроливайкой;
- пользуется зубной щеткой, полотенцем и салфеткой;
- испытывает потребность в чистоте, требует помыть руки, просит салфетку;
- причесывается;
- просится и пользуется горшком;
- принимает нужную позу для того, чтобы взрослому легче было его одеть и раздеть;
- при раздевании снимает шапочку, носочки;
- знает места хранения вещей, игрушек;
- пытается «помогать» маме в домашних делах – стирать, накрывать на стол, подметать.
Мнение врача:
В этом возрасте девочки и мальчики обычно достигают определенных моторных и когнитивных мильников. Врачи отмечают, что в 1 год и 9 месяцев девочки часто проявляют более развитую мелкую моторику и умение общаться, в то время как мальчики могут быть более активными и склонными к физической активности. Однако каждый ребенок уникален, и развитие в этом возрасте может различаться. Важно обеспечить поддержку и стимуляцию для развития всех аспектов личности ребенка, независимо от его пола.
2. Интеллектуальное развитие
Игровая деятельность постепенно становится ведущей. Карапуз наблюдает за окружающим и имитирует в игре повседневную деятельность взрослых (развешивает белье, разговаривает по телефону, поднимает упавшую куклу и укачивает ее).
Постепенно происходит социализация. Малыш играет рядом с другими детьми на площадке или в песочнице. Это еще не совместная игра, а именно игра рядом.
В этом возрасте малыш:
- знает, как его зовут;
- любуется своим отражением в зеркале;
- на вопрос «кто это в зеркале? » называет себя по имени;
- знает, где живет, может привести маму от места прогулки к дому;
- старается подчиняться указаниям «нельзя» и «можно»;
- выполняет простые задания (принести игрушку, подать ложку);
- показывает основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый;
- различает размеры – большой и маленький;
- различает простейшие формы (круг, квадрат);
- строит из кубиков простые сооружения (башня, ворота, дорога);
- концентрирует внимание на объекте в течение 3 – 10 минут;
- собирает пазл из 2-4 частей;
- показывает части тела – рука, нога, голова;
- показывает части лица – нос, глазки, ротик;
- сортирует предметы в сортере;
- любит «читать» книжки.
Лучшими играми являются подвижные и эмоциональные. Самая любимая – это прятки. Прятаться может как взрослый, так и малыш. Как радуется кроха, когда понимает, что его «обнаружили».
Среди великого многообразия игрушек и развивающих игр на интеллект можно выделить:
- сортеры,
- конструкторы с крупными частями,
- простейшие головоломки,
- крупные пазлы из 2 – 4 частей,
- матрешки, неваляшки,
- машинки, трактора, паровозы и другой транспорт,
- фигурки животных, сказочных героев,
- механическая юла (волчок),
- магнитная рыбалка,
- крупная мозаика,
- лото,
- парные картинки.
2.1. Продуктивная деятельность
Ребенка второго года жизни стоит учить отображать на бумаге все то, что он видит в жизни. Пусть пока это примитивные работы, но как интересно будет рассматривать их, когда малыш станет взрослым!
Рекомендуемые темы для живописных работ:
Тема | Изображение | Чем рисуем |
Орешки для белки | Рядом с изображением белочки рисуем орешки. | Поролоновые палочки, гуашью |
Дорожки горизонтальные | Горизонтальные линии, по которым потом побегут цыплята (курочки, птички). Цыплят взрослый разместит на дорожках | Карандаши |
Дождик | Вертикальные отрывистые линии. Рисуем и произносим: «Дождик-дождик, кап да кап, мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки» | Фломастеры |
Цветочная поляна | На зеленом картоне рисуем множество цветов | Гуашь, акварель, пальчики, ватные палочки |
Снег идет | На темном фоне рисуем хлопья снега | Гуашь или акварель, поролоновые палочки |
Веточка смородины (рябины) | На листе с зеленой веточкой дорисовываем ягоды | Гуашь, пальчиками |
Зимние узоры на окне | На голубом фоне рисуем узоры | Восковые мелки |
Елка в гости пришла | На елке дорисовываем разноцветные шары | Акварель или гуашь, пальчиками |
Украшаем платье для куклы | На вырезанном из бумаги платье дорисовываем полоски, пятна, мазки | Акварель, кисть |
Не следует забывать при работе красками о баночках – непроливайках, салфетках и других средствах, которые помогут в случае мелких неприятностей.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Занимаясь рисованием, не забывайте произносить названия цветов. Учите малыша убирать за собой после занятия. И обязательно хвалите художника после завершения шедевра.
Во время занятий лепкой ребенок учится отрывать мелкие кусочки глины (пластилина) от целого куска (крошки для синички), сплющивать лепешки (оладушки для бабушки), дырявить пальчиками пласт из глины (норки для мышки).
Занимаясь аппликацией, необходимо научить ребенка правильно, перпендикулярно к бумаге располагать клеевой карандаш и аккуратно намазывать силуэты, которые надо наклеить. Сначала это хаотично расположенные на листе фигуры. А затем можно придумать сюжет (елка с фонариками, гусеница из разноцветных кругов, домик из квадратов).
3. Эмоциональное развитие
В этом возрастном периоде карапуз начинает воспринимать себя как отдельную единицу социума, хотя все также эмоционально связан с мамой.
Малыш очень любит привлекать к себе всеобщее внимание. Он подражает близкому взрослому (смеется, радуется, плачет), очень желает, чтобы его чаще хвалили, гордится собой. Постепенно начинают проявляться контакты со сверстниками (смотрит на других детей, берет их за руки, обнимает). Дети не любят запретов, стараются добиться своего путем плача.
Эмоции ребенка гораздо сильнее, чем у взрослого. Любое свое состояние он воспринимает как константу. Взрослый понимает, что если он голоден, то голод сможет удовлетворить через некоторое время. Малыш это понять не в силах. Поэтому тревога может перейти в плач и даже истерику.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ. Не надо потакать детским капризам, если они не вызваны законным желанием или физиологической потребностью. Лучше попытайтесь отвлечь чем-то интересным и занимательным.
Важно создать для крохи положительную эмоциональную обстановку, хорошее настроение. В этом случае удастся избежать эмоциональных срывов, нервная система малыша будет развиваться стабильно.
Опыт других людей
В этом возрасте девочки и мальчики начинают активно исследовать мир вокруг себя. Родители отмечают, что дети становятся более самостоятельными, начинают проявлять интерес к различным игрушкам и предметам. Они начинают понимать простые инструкции и слова, что делает общение с ними более насыщенным. Родители также отмечают, что дети в этом возрасте могут проявлять ярко выраженные индивидуальные черты характера. Важно поддерживать их любознательность, развивать мелкую моторику и обогащать их речевой опыт.
4. Речевое развитие
На этом возрастном этапе ребенок понимает:
- вопросы «что, кто это? », «где? », «что делает? » при рассматривании простых сюжетных картинок;
- понимает рассказ с простым сюжетом;
- выполняет несложные задания «дай игрушку», «поставь на место».
В активной речи слов уже около 80 или больше в зависимости от индивидуальных особенностей. Кроха произносит по-своему почти все слова, которые слышит. Малыши любят проговаривать окончания строк в стихотворениях («Уронили мишку…. на пол. Оторвали мишке… лапу»). Они уже свободно строят разговор из двухсловных предложений («Баба дай»). Первые полные предложения будут аграматичны и забавны. Но этот веселый период продлится недолго. Затем начнет формироваться фразовая речь.
Процесс развития речи можно ускорить, если не пускать его на самотек, а заниматься с ребенком в игровой форме.
Рекомендуется использовать игры, развивающие артикуляционный аппарат: подуй на одуванчик или на крутилку; сделай язычок лопаткой, иголочкой или трубочкой; надуй щеки; цокай язычком, как лошадка; дразнись язычком. Логопеды советуют давать ребенку пить из трубочки.
Очень стимулируют развитие речи игры рядом со старшими детьми, которые уже активно говорят.
Мало кто не знает, что развитию детской речи способствуют упражнения на мелкую моторику.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Что может являться показателями отставания от нормы в интеллектуальном и речевом развитии?
- Малоподвижность ребенка, нежелание перемещаться, бегать, лазать, менять игрушки. Ребенок все время сидит, играет с одной игрушкой, раскачивается из стороны в сторону.
- Проблемами также могут быть дизартрия (нарушение подвижности речевых мышц), говорение «в нос», обильное слюноотделение, напряженная мимика лица, нарушение звукопроизношения.
- Отсутствие реакции на речь взрослых. Следует обратить внимание на состояние слуха малыша, проверить у врача – отоларинголога.
- О задержке речевого развития говорит то, что к 1,5 годам у ребенка полностью отсутствуют слова, а в конце второго года – предложения.
ЧТО ДЕЛАТЬ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ? – Не сидеть, сложа руки. Если родители заметили, что их чадо отстает от других детей, они немедленно должны обращаться к специалистам. Пока детская нервная система лабильна, практически все проблемы можно решить способами педагогической коррекции, с помощью физиотерапевтических процедур и медикаментозного лечения.
5. Примерный режим дня
Время | Режимные моменты |
7:15 – 7:45 | подъем |
7:45 – 8:15 | гигиенические процедуры, зарядка |
8:15 – 9:00 | завтрак, подготовка к занятиям |
9:00 – 10:15 | игры, занятия |
10:15 – 11:45 | прогулка |
11:45 – 12:00 | возвращение с прогулки |
12:00 – 12:45 | обед |
12:45 – 15:15 | дневной сон |
15:15 – 16:00 | пробуждение, гигиенические процедуры |
16:00 – 16:30 | полдник |
16:30 – 17:15 | игры, занятия, упражнения |
17:15 – 18:30 | прогулка |
18:30 – 19:00 | ужин |
19:00 – 20:00 | развлечения |
20:00 – 21:00 | вечерние гигиенические процедуры |
21:00 – 21:15 | перекус (по желанию) |
21:15 | ночной сон |
6. Питание
Питание в этом возрасте четырехразовое. Запрещены жирные, копченые и жареные продукты, маринованные овощи, морепродукты, газировка, шоколад, натуральный кофе!
Примерное трехдневное меню
День | Недели | Завтрак | Обед | Полдник |
1-й | ||||
2-й | Ватрушка с творогом | |||
3-й | Булочка домашняя |
Что почитать
Вас могут заинтересовать следующие полезные статьи:
Частые вопросы
Какие основные физические навыки развиваются у детей в 1 год и 9 месяцев?
В этом возрасте дети обычно улучшают координацию движений, начинают активно ходить, лазать, подниматься и опускаться по лестнице, бегать и прыгать. Также они могут начинать показывать интерес к различным видам спорта и активных игр.
Какие когнитивные навыки развиваются у детей в 1 год и 9 месяцев?
В этом возрасте дети начинают понимать простые инструкции, учатся использовать предметы в своих играх, начинают показывать интерес к рисованию и музыкальным инструментам, а также могут начинать использовать простые слова и фразы для общения.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поощряйте ребенка к самостоятельным действиям, таким как попытки самостоятельно одеться, кушать или играть. Это поможет развить у него уверенность в собственных силах и навыки самообслуживания.
СОВЕТ №2
Проводите время с ребенком, играя в разнообразные игры, развивающие его мелкую моторику, координацию движений и познавательные способности. Например, игры с конструктором, лепка из пластилина, сортировка предметов по цвету или форме.
СОВЕТ №3
Поощряйте развитие речи, читая ребенку книги, рассказывая ему о происходящем вокруг, задавая вопросы и обсуждая различные предметы и явления. Это поможет расширить словарный запас и развить коммуникативные навыки.