Десять месяцев – одна из круглых дат на первом году жизни вашего малыша. Ребенок с каждым днем все больше осознает мир и осваивает навыки. Он уже может управлять мышцами ног и ступней, способен выдерживать свой вес, стоя на полу и учится вставать, придерживаясь за что-либо руками. В 10 месяцев кроха стремится быть самостоятельным и проявляет характер: он настойчив в достижении своих целей и громко возмущается, если взрослый препятствует его маленьким планам.
Рост и развитие ребенка в 10 месяцев
В этом возрасте есть заметные изменения, по сравнению с развитием в предыдущие месяцы. Десятимесячный малыш очень подвижен и много двигается, благодаря чему привес в массе тела по сравнению с предыдущими месяцами жизни начинает уменьшаться. Вес и рост в десятом месяце таковы – у ребенка прибавляются около 1,5 см в длине тела, а в массе цифра подрастает на 300 – 450 г. Итого к данному возрасту младенец имеет среднюю массу тела 8,5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 70 – 73 см (± 3 см).
Таблица основных параметров физического развития детей в 10 месяцев
Параметры развития | Примерные показатели нормы | |
---|---|---|
девочки | мальчики | |
Рост, см | 69 — 74 | 71 — 76 |
Вес, кг | 8,2 – 10,8 | 9,2 — 11,5 |
Окружность головы, см | 45 — 46 | 46 — 47 |
Окружность груди, см | 43 – 44 | 44 – 45 |
Размеры большого родничка, мм | 12 — 14 | |
Примерное кол-во молочных зубов |
Мнение врача:
В 10 месяцев ребенок активно развивается и приобретает новые навыки. Врачи отмечают, что в этом возрасте малыш уже должен уметь сидеть самостоятельно, ползать или даже начинать ходить поддерживаясь за предметы. Он может начинать произносить первые слова, понимать простые инструкции и реагировать на свое имя. Важно, чтобы родители стимулировали развитие ребенка, играя с ним, читая книги, показывая яркие картинки и развивающие игрушки. Такой подход способствует формированию речи, координации движений и общего развития малыша.
Основные навыки 10-месячного малыша
Ребенок в этом возрасте стремится стать полноценным участником общения со взрослым. Малыш прекрасно понимает большинство маминых фраз, обращенных к нему. Если попросить кроху принести книгу или пирамидку – он доберется до нужного предмета ползком и выполнит просьбу. У ребенка можно отметить яркую эмоциональную реакцию на все действия, проводимые в течение дня:
- услышав о предстоящей прогулке, он радуется ей и с нетерпением ждет выхода на улицу;
- с протестом воспринимает чистку ушек и подстригание ноготков;
- огорчается или даже злится, если у него не выходит сделать что-то самостоятельно;
- пугается, если слышит громкий или неизвестный ему звук.
Различия в развитии мальчиков и девочек
Развитие в 10 месяцев у малышей обоих полов проходит с заметной разницей, — то, что должна уметь юная леди в этом возрасте, несколько отличается от того, что должен уметь маленький джентльмен. Рассмотрим вкратце, в чем же выражаются основные различия между мальчиками и девочками.
Развитие девочексопровождается сильной эмоциональной привязанностью к маме. Малышки обычно хотят быть поближе к ней, чаще просятся на руки, любят ласкаться. Девочка в 10 месяцев хочет включить маму в игру, хватает её за ладони, чтобы ходить с поддержкой. В то же время они чаще мальчиков проводят время за «сидячими» занятиями: разбирают конструктор, перекладывают маленькие игрушки, листают музыкальные книжки. Также малышки раньше сверстников стремятся научиться пользоваться ложкой, говорят первые слова и быстрее осваивают горшок.
Развитие мальчиковпроходит активно, стремительно, это маленькие «ураганы». Они раньше сверстниц делают первые шаги, отличаясь большим упрямством в достижении поставленных целей. Родителям придется прилагать немаленькие усилия, чтобы склонить сынишку сделать то, что ему не по душе. Малыши-мальчики не приветствуют помощь со стороны взрослых, сопровождая недовольство громким криком. Маленькие мужчины уже в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. Но усидчивости и терпения у них недостаточно, поэтому многие навыки они осваивают чуть позже девочек.
Что должен уметь ребенок в 10 месяцев
10 месяцев: умелки и развитие малыша (опыт мамы): Основные навыки десятимесячных малышей:
- подниматься на ножки и стоять без опоры;
- садиться без поддержки из положения стоя;
- брать и держать любые предметы, используя обе руки;
- освоить щипковое хватание предметов двумя пальчиками;
- ползать любым удобным способом (по-пластунски или на четвереньках);
- переступать, держась руками за каталку (подвижную опору);
- слезать с кровати и дивана, спуская ножки вниз, также забираться на поверхность;
- открывать и закрывать дверцы шкафчиков;
- по просьбе взрослого находить знакомые предметы среди других игрушек;
- совершать подражательные жесты («пока-пока!», «ладушки»);
- пытаться копировать поведение взрослых, повторять за ними слоги, которых еще нет в его лепете;
- ходить по кроватке, держась за её бортики, в ней же пытаться приседать.
Нейро-психомоторное развитие на десятом месяце жизни
Кроха в 10 месяцев стремится не только подражать действиям взрослых, но и повторять услышанные им новые сочетания звуков. Большинство малышей уже порадовали мам и пап первыми осознанными лепетными словами, обычно это «ма-ма», «ба-ба» и «па-па». Грудничок, тренируясь, комбинирует между собой разные слоги и иногда из его уст можно услышать целые фразы, но пока еще не несущие смысла для окружающих.
Речь | У малыша появляются отдельные осмысленные слова-слоги. Часто можно услышать от ребенка знакомые ему звукоподражательные цепочки слов: «би-би», «ма-ма», «дада». |
Слух | Узнает и радостно реагирует на знакомые звуковые мелодии. Различает звуки, издаваемые разными предметами (звонок телефона, трель будильника и т.д.) |
Зрение | Наблюдает за действиями взрослых, реагирует улыбкой на улыбку. Ищет и показывает на предметы, названные мамой. |
Эмоции | Реагирует на запрет («нельзя!»), общается при помощи жестов. Проявляет недовольство. |
Моторика | Вкладывает пальчики в отверстия, мелкие предметы хватает двумя-тремя пальчиками (пинцетный захват). Может недолго стоять без опоры. |
Игра | Играет в игрушки в соответствии с их прямым назначением – катает машинки, издавая при этом звуки; бросает мячик; качает куклу. Может занять сам себя игрой на 20-30 минут. |
Опыт других людей
В 10 месяцев ребенок уже начинает активно исследовать мир вокруг себя. Он может ползать или даже уже начал ходить, улавливает мелкие предметы пальчиками, узнает близких по голосу, начинает проявлять интерес к книжкам и игрушкам. Малыш начинает понимать простые слова и интонации, улыбается в ответ на внимание взрослых. Важно поощрять его активность, общаться, показывать яркие книжки, игрушки, развивающие игры. В этом возрасте дети очень быстро учатся, поэтому важно создать для них благоприятную обстановку для развития.
Режим дня десятимесячного ребенка
В десять месяцев малыши спят ночью до 10 часов, а днем у детей сохраняются как минимум два сна длительностью по 1,5 – 2 часа. Все зависит от биоритмов конкретного ребенка: кому-то комфортнее ложиться пораньше и рано вставать, а некоторые любят укладываться попозже и дольше спать по утрам. Дневной сон в этом случае, соответственно, будет в разное время у этих малышей.
Обратите внимание!Очень важно, чтобы родители приучали свое чадо к поддерживанию режима питания и сна, тогда их младенец будет кушать с аппетитом и не столкнется с переутомлением и капризами.
Время (в часах) | Элемент режима |
---|---|
6.00-10.00 | Пробуждение, гигиенические процедуры, первый прием пищи, утренняя гимнастика |
10.00-10.30 | Второй прием пищи |
10.30-12.00 | Сон |
12.00-14.00 | Прогулка на свежем воздухе |
14.00-14.30 | Третий прием пищи |
14.30-15.30 | Период бодрствования, игр и чтения с мамой |
15.30-17.00 | Сон |
17.00-18.00 | Бодрствование, развивающие игры, активный досуг |
18.00-18.30 | Четвертый прием пищи |
18.30-20.30 | Прогулка на свежем воздухе |
20.30-22.00 | Спокойные игры, расслабляющий массаж, вечернее купание |
22.00-22.30 | Пятый прием пищи |
22.30-6.00 | Ночной сон |
Купание и гигиена малыша
Купание ребенка в 10 месяцев по-прежнему должно быть ежедневным. Малыш с удовольствием проводит время в воде, поэтому время купания можно смело увеличивать до получаса. Многие младенцы настолько активны, что отказываются купать сидя в стульчике – они поднимаются и ходят по ванной, придерживаясь за бортики. Родителям стоит следить за температурой воздуха в помещении, особенно в холодное время года. Если в ванной не жарко, то нужно предлагать ребенку периодически садиться в воду и играть, чтобы не замерзнуть.
Гимнастика с ребенком
Физические упражнения необходимы для укрепления мышечного аппарата крохи. Ежедневно занимайтесь гимнастикой с малышом. Уделяйте больше времени упражнениям для развития ползания и предстоящего умения ходить:
- тренируйте приседания и вставания (с поддержкой);
- помогайте крохе освоить ходьбу на четвереньках;
- стимулируйте ходьбу с поддержкой за ручку;
- продолжайте выполнять сгибания и разгибания ручек и ножек ребенка после пробуждения, как и в предыдущие месяцы.
На заметку!Каждому занятию отводится не более 15 минут, чтобы не утратить интерес ребенка к гимнастике. Обязательно дайте малышу отдохнуть после них, самостоятельно поиграть.
Питание младенца в 10 месяцев
Время первого прикорма уже постепенно завершается. Малыш с каждым днем все больше переходит на питание с «общего стола». За 1 кормление ребенок съедает в среднем 250 мл. Грудное молоко и адаптированную смесь кроха продолжает получать перед сном и после него, а также после некоторых кормлений (вместо воды или сока). В рационе грудного ребенка сохраняется около 600 мл молочных продуктов в сутки. Продолжается введение новых продуктов питания в меню.
Примерная схема введения продуктов для прикорма детям 10 месяцев | |
---|---|
Фруктовое пюре, мл | 80-90 |
Овощное пюре, г | 60-70 |
Каша, г | 150-180 |
Творог, г | 40-50 |
Желток, шт | 0,5 |
Мясное пюре, г | 50 |
Кисломолочные продукты, мл | 100 |
Цельное молоко, мл | — |
Фруктовые соки, мл | 60-70 |
Рыбное пюре, г | 5-25 |
Пшеничный хлеб, г | 5 |
Печенье детское, сухари, г | 5 |
Растительное масло, г | 5 |
Сливочное масло, г | 4 |
Питание 10-месячного младенца должно быть сбалансированным и легкоусвояемым. Пища готовится преимущественно отварная, желательно на пару, жареное исключается вовсе. Помните, что развитие и питание ребенка взаимосвязаны. Если у ребенка уже есть зубки, то важно стимулировать у него жевательный процесс. Для этого нужно предлагать крохе небольшие кусочки мягких отварных овощей или свежих фруктов с нежной мякотью (банан, персик). Пюре можно готовить с помощью толкушки или вилки без использования блендера.
Вот так выглядит меню одного дня для ребенка на десятом месяце жизни:
Прием пищи | Что едим |
---|---|
06.00 | 200 г грудного молока или адаптированной смеси |
10.00 | 150 г каши, яйцо половиной желтка, 30-40 мл яблочного пюре, 30 мл яблочного сока |
14.00 | 30 мл овощного бульона, 150 г овощного пюре, 40 г мясного пюре, 60 мл яблочного сока |
18.00 | 150 мл кефира или кисломолочной смеси, 30 г творога, 50 г яблочного пюре |
22.00 | 200 мл грудного молока или адаптированной смеси |
Важно!При формировании детского меню старайтесь избегать продуктов, вызывающих аллергические реакции: цельного молока, рыбы, морепродуктов, пшеницы, цитрусовых, киви, ананасов, гранатов, манго, клубники, малины, дыни, хурмы, помидоров, орехов и меда.
Развивающие игры с ребенком в 10 месяцев
Для десятимесячных младенцев игра – не просто порция приятного развлечения вместе с родителями. Благодаря игровым занятиям, дети этого возраста осваивают множество полезных навыков, которые важны не меньше, чем свежий воздух или здоровое питание.
Развивающие игры для малыша в 10 месяцев: применяем на практике (видео): Особое внимание уделяйте двигательному опыту, ведь чем больше его будет у малыша, тем быстрее и увереннее он сделает свои первые шаги.
На заметку!Многим взрослым кажется, что ребенок в 10 месяцев жизни еще слишком мал для полноценных занятий, но это не так. Времяпровождение в игре стимулирует развитие малыша, он учится познавать мир, что гораздо полезнее, чем монотонное сидение в кроватке или манеже.
Двигательные игры | «Мячик». Дети в 10 месяцев еще не умеют ловить предметы, но несмотря на это, игры с мячом очень полезны для грудничков. Пусть кроха сам бросит мячик, покатает его ручками или неуверенно «футболит» ножкой по вашему примеру. Благодаря играм с мячом у малышей развиваются ловкость и пространственное мышление.
«Марафон». Если малыш умеет ползать, то для его можно придумать такое развлечение – пусть ребенок под вашим контролем проползает через препятствия. Например, чтобы завладеть пультом от телевизора, малышу нужно проползти под стулом, перелезть через обруч и догнать катящуюся по полу машинку. |
Игры для сенсорного развития | «Распаковка». На глазах у крохи заверните игрушку в бумагу. Затем предложите малышу раскрыть её. Аккуратно разворачивать предметы дети в этом возрасте не умеют, поэтому упаковка будет безжалостно разорвана ребенком, чего, собственно, мы и добиваемся – это занятие отлично развивает мелкую моторику рук и зрительное восприятие.
«Сортировка». Подготовьте перед игрой два ведерка и предметы, отличающиеся между собой по размеру (или цвету). Вместе с ребенком раскладывайте маленькие предметы в одно ведерко, а большие – в другое. |
Игры на взаимодействие | «Лица». Вырежьте из журналов или распечатайте изображения детей с разными эмоциями – смехом, улыбкой, плачем, грустью и т.д. Прикрепите картинки на стену или магнитами на холодильник. Рассматривайте лица вместе с малышом и рассказывайте ему об эмоциям, изображенных на них. Покажите пару из них на своем примере.
«Пальчиковый театр». Для игры понадобится парочка пальчиковых кукол – их можно как приобрести, так и сделать самим. Одна предназначена для взрослого, вторая для ребенка. Пусть ваша куколка поздоровается с малышом, «спрячется» за спиной и покажется вновь, потанцует. Наденьте на пальчик крохи его куклу и объясните, как она может здороваться, прятаться и появляться вновь. |
Речевые игры | «Соотношение». Покажите малышу какую-нибудь игрушку, например, куклу. Затем спрячьте её, и положите перед ребенком рисунок с изображением предметов, среди которых есть такая же кукла. Ребенок должен отыскать игрушку на рисунке – так он научится соотносить предмет с его изображением.
«Прищепки». Прикрепите легкие пластмассовые прищепки к своей одежде и одежде малыша. Покажите крохе, как их снимать. Пусть ребенок учится стаскивать их самостоятельно, а задача взрослого в этот момент – называть детали одежды, с которых снимаются прищепки. По аналогии можно поиграть с кружками из бумаги и частями тела. |
Частые вопросы
Какие навыки обычно развиваются у ребенка в 10 месяцев?
В 10 месяцев ребенок обычно начинает ползать, сидеть без поддержки, переворачиваться, улыбаться, издавать разнообразные звуки и пытаться повторять слова.
Какую роль играют игрушки в развитии ребенка в этом возрасте?
Игрушки в этом возрасте помогают развивать моторику, координацию движений, а также учат ребенка различать формы, цвета и текстуры.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Поощряйте ребенка к активному движению и исследованию окружающего мира. Помогайте ему ползать, стоять у опоры, играть с игрушками разной формы и текстуры.
СОВЕТ №2
Предлагайте малышу разнообразные продукты для питания, включая фрукты, овощи, злаки, мясо или рыбу. Важно разнообразить рацион, чтобы обеспечить ребенку необходимые питательные вещества для развития.
СОВЕТ №3
Проводите время с ребенком, читая книги, рассматривая картинки, играя в разнообразные игры. Это поможет развить у малыша внимание, память и речь.