Развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев: нормы роста, веса и советы для родителей

В течение второго года жизни ребёнок активно развивается и познаёт мир. Задачи родителей – создавать благоприятную среду для роста и становления личности, а также своевременно замечать и по возможности устранять отклонения. Чтобы выполнять свои родительские обязанности, ознакомьтесь с нормами развития малыша в один год и восемь месяцев.

Физические данные

Для начала стоит рассмотреть нормы для физических данных – роста и веса. И так как дети разных полов несколько различаются, нормы для них приведём отдельно.

image

В этой таблице рассмотрены нормы веса и роста для мальчиков в возрасте 1 года и 8 месяцев:

Показатели роста (в см) Показатели веса (в кг) Описание параметра
Менее 75,9 Менее 8,1 Недостаточный
Менее 78,6 Менее 9,1 Ниже нормы
78,7-81,5 9,2-10 Чуть ниже среднего
81,6-87 10,1-12,8 Норма (средний)
87,1-89,7 12,9-14,2 Чуть больше среднего
89,8-92,5 14,3-15,8 Большой
Более 92,6 Более 15,9 Не соответствует возрасту, крайне большой

В следующей таблице приведены нормальные показатели роста и веса для девочек:

Показатели роста (в см) Показатели веса (в кг) Описание параметра
Менее 73,7 Менее 7,5 Недостаточный
73,8-76,6 7,6-8,3 Ниже нормы
76,7-79,6 8,4-9,3 Чуть ниже среднего
79,7-85,6 9,4-12 Норма (средний)
85,7-88,6 12,1-13,6 Чуть больше среднего
88,7-91,6 13,7-15,6 Большой
Более 91,7 Более 15,7 Не соответствует возрасту, крайне большой

Важно! Вес напрямую зависит от роста: чем выше ребёнок, тем больше масса его тела. А рост во многом определяется наследственностью: если оба родителя высокие, то и кроха может значительно опережать своих сверстников.

Мнение врача:

Врачи подчеркивают, что развитие ребенка в 1 год и 8 месяцев должно соответствовать определенным нормам. В среднем, ребенок этого возраста достигает веса около 10-12 кг и роста примерно 75-85 см. Однако важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, и его развитие может отличаться от стандартных показателей.

Родителям рекомендуется обеспечивать ребенка разнообразным и полноценным питанием, включая фрукты, овощи, мясо, рыбу, молочные продукты. Важно также обеспечить ребенку достаточное количество физической активности, игр и занятий на свежем воздухе.

Врачи советуют регулярно обращаться к педиатру для контроля роста и веса ребенка, а также для получения рекомендаций по его развитию и воспитанию. Внимательное отношение родителей к физическому и психическому развитию малыша в этом возрасте играет важную роль в формировании его здоровья и будущего благополучия.

Физические навыки

image

Физическое развитие особенно прогрессивно в первый год жизни. Во второй год малыш оттачивает и совершенствует свои навыки. Он обязательно должен уметь:

  • устойчиво стоять на ногах, не падая;
  • быстро ходить и бегать;
  • идти задом наперёд или пытаться делать это;
  • доставать с разных высот интересующие предметы;
  • обходить препятствия и соблюдать дистанцию (держаться дальше от окружающих предметов);
  • прыгать на двух ногах;
  • открывать двери;
  • выдвигать ящики мебели;
  • двигать и толкать предметы;
  • играть с мячом (кидать руками, пинать ногами);
  • выполнять одновременно два действия, к примеру, идти и тянуть за собой машинку на верёвке);
  • легко и без падений забираться на предметы мебели и слезать с них;
  • подниматься по лестницам с небольшими ступеньками, спускаться с них (самостоятельно без опоры, держась за перила или руку родителя).

Интеллектуальные показатели

image

Интеллектуальное развитие тоже стремительно. В 1 год и 8 месяцев ваш малыш:

  • удерживает в руке карандаш, рисует линии, зигзаги, неровные овалы или круги;
  • сосредотачивается на каком-то занятии;
  • выполняет просьбы, в том числе сложные типа «возьми и принеси мне»;
  • находит разные предметы в пространстве, называет их;
  • различает объекты по некоторым формам и цветам, размерам;
  • активно усваивает и хорошо запоминает новую информацию.

Опыт других людей

В этом возрасте дети активно развиваются, и родители часто обсуждают нормы роста и веса. Многие советуют обращать внимание на рацион и физическую активность. Важно следить за питанием, включая в рацион овощи, фрукты, злаки, молочные продукты. Также полезно поощрять ребенка к активным играм и занятиям на свежем воздухе. Родители делятся опытом и советами, помогая друг другу в воспитании здорового и счастливого малыша.

Психологические навыки

Второй год жизни ребёнка – период, в который стремительно идёт психологическое развитие. Происходит становление личности, формируется характер, более явно проявляются его черты.

image

В год и восемь месяцев ребёнок:

  • демонстрирует разные эмоции (грусть, гнев, радость, восторг);
  • показывает своё отношение к людям или животным: приближается, обнимает или отталкивает;
  • пытается обозначать свои желания словами или жестами;
  • слушает музыку и двигается под неё, подпевает;
  • активно жестикулирует;
  • меняет интонацию;
  • играет в сюжетные игры (кормит куклу, имитирует звук машинки при её катании, имитирует издаваемые разными животными звуки);
  • умело повторяет за взрослыми, подражает им;
  • проявляет самостоятельность и не желает принимать постороннюю помощь;

К важной составляющей психологического развития можно отнести социальные навыки – умение взаимодействовать с окружающими людьми. В возрасте 1 года и 8 месяцев малыш тянется к другим детям, учится с ними общаться словами или жестами, вовлекается в игры сверстников. Стоит чаще бывать на игровых площадках или групповых развивающих занятиях, посещать детские клубы.

Бытовые навыки

image

Что должен уметь ребёнок, достигший возраста 1 год и 8 месяцев, в бытовом плане? Малыш должен становиться самостоятельнее, пытаться себя обслуживать. Вот основные бытовые навыки:

  • самостоятельное употребление пищи;
  • попытки самостоятельно одеваться;
  • уборка игрушек на места;
  • вовлечение в домашние дела (подметание, вытирание пыли);
  • попытки умываться, мыть руки, чистить зубы;
  • помощь родителям по их просьбам.

Речевое развитие

Ребёнок в 1 год 8 месяцев может начинать говорить активно и много.Речь может включать от 18-20 до 100-150 разных слов. Это простые односложные слова (папа, баба, мама) или более сложные: банан, вода, киса. Новые речевые элементы в таком возрасте довольно быстро осваиваются и запоминаются: кроха успешно повторяет их и совершенствует. Словарный запас быстро расширяется, ранее выученные слова начинают произноситься лучше и правильнее.

Малыш использует слова уместно, называя ими предметы, явления, действия или события. Также ребёнок может складывать слова в простые фразы типа «дай ням-ням». Некоторые произносят короткие предложения. Но в речи может по-прежнему оставаться несвязный лепет.

Важно! Речевое развитие – сугубо индивидуальный процесс, поэтому не стоит ждать от ребёнка сознательной и внятной речи.

Примерный режим дня

Приведём в таблице приблизительный режим дня:

Временной промежуток Действия
8:00-8:30 Подъём, проведение ежедневных гигиенических процедур
8:30-8:45 Завтрак
8:45-10:30 Занятия и игры
10:30-10:40 Перекус (по необходимости, если ребёнок проголодался)
10:40-12:30 Прогулка, игры и развлечения на свежем воздухе
12:30-13:00 Раздевание, подготовка к обеду
13-13:20 Обед
13:20-13:30 Подготовка к дневному сну
13:30-15:30 Дневной отдых
15:30-16:00 Пробуждение, подготовка к приёму пищи
16:00-16:15 Полдник
16:15-17:00 Игры, свободное время, развитие
17:00-18:30 Вечерняя прогулка
18:30-19:00 Вечерний приём пищи
19:00-20:30 Общение с родителями, спокойные игры, чтение книг
20:30-21:00 Подготовка к ночному сну: купание и проведение гигиенических процедур, вечерний ритуал (колыбельная, поглаживания, разговоры). Можно перед сном предложить немного тёплого молока.

Этот режим примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учётом особенностей конкретного ребёнка.

Особенности питания

Питание включает 4 основных приёма пищи и один-два лёгких перекуса. Рацион постепенно расширяется и всё больше напоминает взрослый. В меню входят:

  • мясо в отварном или тушёном виде: телятина, говядина, крольчатина;
  • птица (индейка, курица);
  • рыба: судак, сёмга, треска, хек;
  • субпродукты (печень, языки, сердце);
  • тушёные, отварные или запечённые овощи: картофель, кабачки, брокколи и цветная капуста, морковь, свекла;
  • различные крупы (рис, геркулес, пшено, греча);
  • молочные и кисломолочные продукты (йогурты, кефир, молоко, творог);
  • белый пшеничный хлеб (тёмный ржаной способен вызывать повышенное вздутие) в объеме не больше 70-80 г в день;
  • фрукты (желательно сезонные и местные, такие как груши, персики, яблоки, абрикосы, сливы);
  • местные и сезонные ягоды: черника, малина, вишня, клубника;
  • масло (как сливочное, так и растительное).

Не следует предлагать ребёнку полуфабрикаты, мясные деликатесы, копчёности, маринованные блюда, сладости, газированную воду, острое и солёное. Красные ягоды, экзотические яркие фрукты и цитрусы вводятся постепенно и с осторожностью, так как могут вызывать аллергические реакции.

Примерное меню на день смотрите в таблице:

Приём пищи Блюда
Завтрак Каша со сливочным маслом или омлет с галетным печеньем, чай (можно с добавлением молока)
Обед Овощной суп, макароны с паровыми тефтелями или котлетами, компот из сухофруктов
Полдник Творог либо йогурт, любой один фрукт (можно заменить творожной запеканкой с ягодами)
Ужин Овощное рагу, рыбное суфле и морс либо сок

Совет! В качестве перекусов можно предлагать фрукты или ягоды, детские хлебцы, кефир.

Воспитание

Воспитание направлено на помощь в контролировании эмоций, обучении самостоятельности и становлении личности. Больше общайтесь с малышом, просите его о помощи и помогайте ему при необходимости. Утешайте, поддерживайте и обнимайте ребёнка, когда он зол или расстроен.

Запреты нужно объяснять и соблюдать беспрекословно. Если мама или папа что-то не разрешают, то запретное действие не должно одобряться никем из взрослых. Слово «нельзя» дополняйте телесным контактом: отстраняйте ребёнка, убирайте его руки от опасного предмета, забирайте эту вещь. Не стоит потакать капризам и выполнять все прихоти: так ребёнок может выработать и усвоить модель поведения в целях манипулирования родителями истериками. Общайтесь с крохой спокойно, не кричите и старайтесь не показывать гнев или злость.

Полезные игры и занятия

В год и восемь месяцев полезно проводить такие занятия и игры:

  • чтение книг, рассматривание картинок;
  • лепка из солёного теста или безопасного пластилина;
  • пение песенок, рассказывание коротких стишков;
  • рисование карандашами, пальчиковыми красками, мелками;
  • ролевые и сюжетные игры с мягкими игрушками и куклами;
  • сортеры, простые пазлы, конструкторы, мозаики;
  • игры с мячом;
  • танцы под музыку;
  • занятия с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками;
  • детские стишки-потешки;
  • изучение разных форм и цветов предметов;
  • изучение явлений.

Девочки и мальчики: есть ли разница?

Отличаются ли девочки и мальчики по развитию? Да, некоторые различия есть. Во-первых, дети мужского пола крупнее представительниц женского пола (и по росту, и по весу). Разница в росте в среднем составляет 2 см, в массе тела – 1 кг.

Во-вторых, мальчики несколько медленнее развиваются интеллектуально и психологически, зато активнее совершенствуют физические навыки. Девочки же более зрелы в умственном и психическом планах, но могут медленнее развиваться физически.

Полезно знать! Развитие – индивидуальный процесс, поэтому далеко не всегда различия между девочками и мальчиками имеются и являются заметными и явными.

Возможные проблемы

Проанализируем проблемы, с которыми могут сталкиваться родители ребёнка возраста 1 год и 8 месяцев:

  • Ребёнок не говорит. Если лексикон отсутствует полностью, следует показать малыша специалисту, хотя многие современные логопеды отсутствие речи до 2 или даже 3 лет не считают серьёзным отклонением. Но если ребёнок не понимает никаких слов и даже не пытается их произносить, стоит насторожиться. А для стимулирования речи просто разговаривайте с чадом, называйте предметы, поддерживайте общение в семье.
  • Кроха отказывается от еды. В данном возрасте малыш способен различать вкусы и демонстрировать свои предпочтения, отказываясь от блюд, которые кажутся невкусными. Некоторые активные дети не желают есть, так как имеют более важные дела – игры, изучение окружающего мира. Не стоит принуждать ребёнка и давать ему нелюбимые блюда. Если продукт, который не нравится, должен обязательно входить в меню (например, мясо или рыба), маскируйте его разными фактурами (котлеты, суфле) и различными предпочтительными продуктами.
  • Малыш капризничает. Капризы – неизбежный этап развития. С их помощью ребёнок привлекает к себе внимание и пытается добиться желаемого. Но в год и 7 месяцев, в 1 год и 8 месяцев малыш уже многое понимает, поэтому старайтесь объяснять запреты, договариваться. Иногда прекратить истерику можно телесным контактом. Также можно переключить внимание крохи на что-то интересное. А беспричинные или демонстративные капризы можно игнорировать.

Рекомендации родителям

Напоследок дадим общие рекомендации родителям:

  1. Не стоит «подгонять» ребёнка под общепринятые нормы. Все дети индивидуальны.
  2. При явном и значительном отклонении от нормальных показателей расскажите о своих переживаниях врачу.
  3. Демонстрируйте любовь, заботу и поддержку.
  4. Постоянно общайтесь с малышом в любых ситуациях.
  5. Помните, что в таком возрасте дети балуются и шкодят, поэтому всегда будьте начеку и обеспечивайте безопасность.

Информация и советы из данной статьи помогут оценить навыки малыша, а также создать благоприятную обстановку для его гармоничного развития.

Что почитать

Обязательно загляните и в другие интересные разделы нашего сайта:

Частые вопросы

Какие нормы роста и веса характерны для ребенка в 1 год и 8 месяцев?

В среднем, ребенок в этом возрасте достигает роста около 80-85 см и весит примерно 10-12 кг. Однако, каждый ребенок индивидуален, и нормы могут варьироваться.

Какие основные навыки и умения должен приобрести ребенок в 1 год и 8 месяцев?

В этом возрасте ребенок обычно начинает активно ползать, вставать, ходить за руку, проявляет интерес к различным предметам, умеет понимать простые инструкции, начинает проявлять свою индивидуальность и характер.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Поддерживайте активное физическое развитие ребенка, предлагая ему игры на свежем воздухе, ползание, ходьбу под присмотром взрослых и различные физические упражнения.

СОВЕТ №2

Развивайте умственные способности малыша, читайте ему книги, играйте в разнообразные развивающие игры, разговаривайте и показывайте ему новые предметы и явления.

СОВЕТ №3

Обеспечьте ребенку полноценное и разнообразное питание, включая фрукты, овощи, мясо, рыбу, молочные продукты, злаки и другие полезные продукты, соответствующие его возрасту.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации