Несколько лет назад, когда дочке было 9 лет, я столкнулась с такой проблемой: сколько не дашь денег с собой в школу, столько и потратится. До копейки. Причем часто приобретал мой ребенок совершенно ненужные безделицы, которые только захламляли квартиру. Было принято решение на семейном совете о пересмотре выдачи финансов и более рациональному их использованию. Спустя 2 года мы, наконец, научились обращаться с пока небольшими суммами, выдаваемыми на руки. С удовольствием делюсь опытом.
Финансовое воспитание — что это такое
На сегодняшний день ситуация сложилась в данном вопросе следующая: многие родители начали понимать, что деньги — не зло и грех, а средство к существованию и неотъемлемая часть нашей жизни. Чем раньше ребенок начнет понимать, как обращаться с деньгами, тем успешней он будет уметь тратить и зарабатывать во взрослой жизни. Как же научить малыша грамотно распоряжаться финансами?
Когда можно давать первые карманные деньги?
Вопрос не ставится: давать или нет. Конечно, ребенка необходимо познакомить с понятием «деньги», ведь он должен научиться с ними обращаться. И начинать этот процесс можно в 3 — 4 года.
- Если этот возраст уже пропущен, то ничего страшного, все равно начинайте проводить работу. Сначала покажите ребенку, если еще дошкольник, какого номинала есть деньги. Он должен хорошо разбираться, какие монеты и бумажные купюры существуют.
- Сразу приобретите для ребенка кошелек: небольшой, но вместительный. Положите туда, в зависимости от возраста, небольшую сумму денег. Научите, как раскладывать купюры, где карманчик для мелочи. Приучите ребенка уважительно относиться к деньгам. Объясните, что нельзя мять деньги, бросать где попало. При этом сначала выдавайте не более 20 — 50 рублей: если малыш вдруг потеряет купюру или кошелек, чтобы не было потом слез и ссор.
- Обязательно нужно проводить беседы, рассказывать, что деньги достаются непросто и заканчиваются, но при этом не говорите про то, что у вас нет денег. Если постоянно озвучивать эту программу, то ребенок усвоит один урок: он — бедный, семья — бедная, ничего хорошего его не ждет. А впоследствии возникнет комплекс неполноценности и стыд за немодную одежду, плохую обувь и прочее.
Важно: главная ошибка родителей, что они собственные неудачи и несостоятельность переносят в жизнь ребенка и делают ее порой невыносимой. Если у вас небогатая, скромная семья, то старайтесь все же сохранять золотую середину. Если в классе у всех детей есть мобильный телефон, то подработайте и купите своему ребенку тоже. Он не должен чувствовать себя нищим.
Но при этом показывайте, что вы стараетесь, вы помогаете своему сыну или дочери быть счастливым. Ни в коем случае не произносите фраз, типа «у нас нет денег», » мы — бедные». Эта программа во взрослой жизни будет мешать вашему ребенку стать обеспеченным человеком, достигать своих целей и верить в себя.
Роль «жертвы», несчастного человека губительна для взрослого и ребенка в одинаковой степени. И наиболее часто она проявляется у родителей именно в денежном вопросе. Ребенку нужно объяснять и иногда ограничивать его желания, но в меру. Порой достаточно сказать: «сейчас мы не можем приобрести тебе велосипед, но к лету мы вполне можем накопить на него». И начинайте действовать, делайте все, пока не добьетесь результата.
Некоторые траты можно ограничить, ребенок охотно откажется от очередного похода в кино, только бы осуществить мечту. Такая модель позволяет получить опыт и еще один урок: не всегда есть возможность приобрести желаемое именно в данный момент, но ничего невозможного нет, если приложить усилия и поставить цель.
Обязательные личные траты ребенка и совместные походы за покупками
- Младшие школьники почти все свои карманные деньги тратят на лакомства. Им еще трудно распределить правильно даже небольшие суммы, не то что подаренные на праздники более крупные купюры. Поэтому не ругайте ребенка, а подсказывайте. Через некоторое время малыш начнет считать и научиться откладывать. Это многим даже нравится.
- В этом случае очень помогает красивая копилка. Важно приобрести ее вдвоем и положить первую денежку. Таким образом ребенок начинает понимать, что необязательно все тратить сразу. Если после школы остается мелочь, то есть место, куда ее можно положить.
- У более старших детей уже траты крупнее. Это мобильная связь, завтраки в школе, дополнительные траты у девочек и мальчиков, походы в кино и встречи с друзьями в кафе на выходных.
- Эти запросы взрослым необходимо учитывать и выдавать определенную сумму, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным, но и не выделялся среди сверстников большими деньгами. В зависимости от возраста, эта сумма может колебаться от 100 до 200 рублей в 1 — 2 дня.
- Не следует, особенно в подростковом возрасте, выделять своего ребенка, покупая ему слишком дорогую технику, вещи и давая крупные суммы денег. Это вызывает зависть у других детей, а порой случается и воровство. За пределами школы вы можете баловать свое дитя, но в учебное заведение отправляйте наравне со всеми остальными.
- Некоторые родители совсем не дают денег детям. Только по просьбе. В итоге ребенок не умеет вообще обращаться с финансами и, получив на день рождения сумму, не знает куда ее деть. Ему и во взрослой жизни будет трудно планировать бюджет. К этому прибавляется еще и чувство ущербности из детства.
Важно: периодически берите детей в магазин за продуктами, бытовой химией, одеждой или предметами гигиены. Вместе составьте список и посчитайте по чекам, сколько потратили в итоге. Со временем, более старших детей с небольшим перечнем покупок можно также отправить в магазин. Если останется сдача, то разрешите оставить ее себе.
Так ребенок научиться экономить, и поймет, что если поискать дешевле такой же продукт, то можно только выиграть. Этот навык поможет ему и в дальнейшей самостоятельной жизни.
Внимание: обязательно проверяйте, покупает ли завтраки ваш ребенок в школе. Иногда дети начинают так усиленно на что-то копить, что попросту сидят на уроках голодные. Обычно такое поведение свойственно детям среднего школьного возраста. Лучше в этот период договориться с педагогами и оплачивать питание за месяц.
Мнение врача:
При определении суммы карманных денег для ребенка важно учитывать его возраст, потребности и уровень финансовой грамотности. Врачи рекомендуют начинать с небольшой суммы, постепенно увеличивая ее, чтобы ребенок осознанно учился управлять своими финансами. Важно обсуждать с ребенком, на что он планирует тратить деньги, и поощрять разумные траты. Это поможет формировать у него навыки финансовой ответственности и самоконтроля.
Опыт других людей
Родители часто спорят о том, сколько давать ребенку карманных денег и как их научить тратить грамотно. Одни считают, что дети должны зарабатывать каждый цент, другие считают, что ребенку нужно давать определенную сумму ежемесячно. Важно научить ребенка финансовой грамотности, объяснить, что деньги не падают с неба, их нужно зарабатывать и уметь тратить разумно. Важно учить ребенка планировать свои расходы, откладывать часть денег на будущее и помогать им понимать ценность денег.
Рекомендации: какие правила нельзя нарушать никогда
- Ни в коем случае не забирайте у ребенка из накоплений деньги без разрешения. Проявляйте уважение, тогда и дети никогда не возьмут у вас без позволения ни одной копейки.
- Выдавайте младшим школьникам одинаковые суммы еженедельно, а подросткам раз 2 недели или раз в месяц. Если у сына или дочки финансы заканчиваются быстро, то не торопитесь сразу вытаскивать кошелек. Сначала выясните, куда ушла сумма. После нескольких таких случаев ребенок сам начнет понимать, что во избежание неприятной и немного унизительной беседы с мамой и папой целесообразней грамотно рассчитать свои карманные деньги.
- Никогда не отказывайте в деньгах провинившемуся ребенку. Если чадо получило плохую оценку, подралось в школе, что — то разбило в доме или отказывается помогать, то поищите другой способ высказать свое разочарование. Дети все понимают. Видите себя как друг, тогда не придется искать способы наказания. Если у ребенка не будет денег, он может пойти на воровство.
- Не давайте деньги за хорошие оценки. Это его, вашего любимого ученика, работа и прямая обязанность.
- Не рекомендуется также платить ребенку за то, что он помоет за собой тарелку или уберет свое рабочее место. Это приучает к аккуратности и организованности.
- Постепенно, к старшим классам, подготовьте ребенка — он является частью семьи, поэтому небольшие расходы вполне может взять на себя: оплатить услуги мобильной связи своего телефона, купить хлеб или молоко.
- Приучайте к мысли, что не все можно купить и продать. Есть общечеловеческие ценности: бескорыстие, доброта, искренность и уважение, желание помочь и ответственность.
Главное — дайте право и возможность ребенку ошибаться. Только так он получит свой бесценный опыт. Чтобы сыну или дочери в старших классах школы приоткрыть дверь во взрослую жизнь, берите периодически с собой в банк, покажите, как платить коммунальные услуги, объясняйте, что такое кредит, ипотека.
Отличный вариант обучить грамотно вкладывать сбережения — открыть счет «юниор» в любом банке на имя ребенка. Сумма снимается на совершеннолетие для учебы в вузе или для путешествия, крупной покупки. Ваш старшеклассник уже будет чувствовать себя социально защищенным. Впоследствии он также для своих детей будет продумывать варианты накоплений.
Лучший вариант научить ребенка чувствовать энергию денег и научиться с ней обращаться, начиная в детстве с карманных совсем маленьких сумм, — это оставаться в любой ситуации достойным взрослым человеком, другом и товарищем своим детям. Помните, что главная задача и долг — вырастить счастливого и самодостаточного человека, а не жадного или нищего и несчастного.
Частые вопросы
Как определить подходящую сумму карманных денег для ребенка?
Сумма карманных денег для ребенка зависит от его возраста, потребностей и финансовых возможностей семьи. Обычно эксперты рекомендуют начинать с небольшой суммы и постепенно увеличивать ее, учитывая возрастные особенности и ответственность ребенка.
Как научить ребенка тратить карманные деньги грамотно?
Для того чтобы научить ребенка тратить карманные деньги грамотно, важно обучить его финансовой грамотности. Это можно сделать через обсуждение ценности денег, установление приоритетов в расходах, участие в планировании бюджета и установление правил траты денег.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Определите сумму карманных денег в зависимости от возраста ребенка и его потребностей. Учитывайте, что сумма должна быть достаточной для удовлетворения базовых желаний, но не настолько большой, чтобы ребенок не ценил деньги.
СОВЕТ №2
Научите ребенка планировать свои траты. Поддерживайте его в составлении бюджета, объясняйте, как распределять деньги между потребностями, желаниями и накоплениями.
СОВЕТ №3
Поощряйте ребенка экономить. Установите правило: часть карманных денег должна откладываться на накопления. Помогайте ему выбирать цель для накоплений, будь то игрушка, книга или что-то более серьезное.